О снижении абонентской базы свидетельствует ежеквартальный отчет исследовательской компании AC&M Consulting. Из него видно, что еще по итогам IV квартала 2013 г. у Tele2 было 23,718 млн абонентов, а на конец марта 2014 г. - 23,656 млн. Таким образом, за три месяца абонентская база упала на 0,26%. Такое в истории компании произошло впервые.
У "Вымпелкома" и "Мегафона" ситуация похожая: абонентская база этих операторов за квартал тоже снизилась - на 2,76 и 0,74% соответственно. Рост - на 1,05% - показала только МТС. Партнер A&CM Consulting Антон Погребинский считает, что это, как и замедление роста финансовых показателей в I квартале, следствие происходящего сейчас объединения мобильных активов компании с сотовым бизнесом "Ростелекома". Оператор сосредоточился именно на этом и не слишком активно вкладывался в продажи, говорит он. Это подтверждается и отчетностью Tele2. Уровень оттока абонентской базы оператора (т. е. сколько всего абонентов отключилось от оператора, без учета того, сколько новых контрактов он продал) в I квартале 2014 г. - 7,7%, даже ниже, чем в те же месяцы в прошлом году: тогда этот показатель составлял 7,9%. Аналитик ИФК "Метрополь" Евгений Голосной считает, что снижение абонентской базы компании - временное явление и закончится, как только завершится объединение.
В условиях стагнирующего рынка компания сфокусировалась на качестве абонентской базы, признает представитель Tele2 Константин Прокшин. Он рассказывает, что на период слияния с мобильным бизнесом "Ростелекома" Tele2 сократила объем инвестиций в привлечение новых абонентов, что ожидаемо отразилось на показателях роста.
В будущем оператор рассчитывает обеспечить рост абонентской базы за счет выхода в новые регионы (в том числе и в Москву) и запуска услуг быстрого мобильного интернета под брендом Tele2. СП "Ростелекома" и Tele2 рассчитывает к 2018 г. занять третье место по количеству клиентов в России, заявлял в апреле заместитель гендиректора сотового оператора Джерри Калмес. Он говорил, что росту абонентской базы компании будет способствовать не только географическая экспансия, но и ее новая маркетинговая стратегия, которую компания представила 8 апреля. У компании новый рекламный слоган: "Честно - дешевле". Так, Tele2 отказалась от использования сносок мелким шрифтом, содержащих ограничения по использованию услуг, обещает наладить прозрачную и оперативную работу клиентского сервиса и, наконец, запустила обновленную тарифную линейку. В описании каждого тарифа говорится, для чего он предназначен - например, "для звонков на номера Tele2" или "для звонков на городские телефоны".
Елизавета Серьгина