Переводить абонентов на единый биллинг УСИ и "Петер-Сервис" начали в конце 2007 г. "Наш приход в УСИ связан с изменением правил оказания услуг междугородной и международной связи в 2005 г. - рассказывал в декабре 2009 г. корреспонденту журнала "Стандарт" первый заместитель гендиректора ЗАО "Петер-Сервис" Максим Самсонов. - Компаниям "Связьинвеста" потребовалось средство поддержки взаиморасчетов, и выбор был сделан в пользу продукта "Петер-Сервис", который и был внедрен во всех МРК. После этого в УСИ было принято решение о консолидации биллинговых систем, и мы были выбраны исполнителем по внедрению биллинга для мобильной связи".
До прихода "Петер-Сервиса" в УСИ использовалось 129 инсталляций (25 типов) биллинговых решений (для услуг фиксированной и мобильной телефонии, передачи данных - например, продукты Comverse и CBOSS), часть из биллинговых систем уральский оператор ликвидировал самостоятельно, остальную миграцию проводил уже "Петер-Сервис".
Каждый месяц абоненты одного из регионов уральского оператора поэтапно переводились на обслуживание в новую систему, рассказывает пресс-служба УСИ. Сначала последовательно в продукты компании "Петер-Сервис" были перенесены данные об абонентах сотовой связи, использующих кредитную систему оплаты (post-paid), затем, в середине 2008 г., о тех, кто выбрал авансовую систему оплаты (pre-paid). В конце того же года очередь дошла до пользователей фиксированной связи. "На первом этапе прежняя и новая биллинговые системы функционировали параллельно, чтобы правильность корректность работы и, в случае необходимости, внести коррективы", - уточняет пресс-служба УСИ.
В ближайшие месяцы на новый биллинг будут переведены все ШПД-пользователи, которых на февраль 2010 г. числиться у УСИ более 760 тыс. В итоге уральская МРК станет первым в России и одним из первых в мире операторов, внедривших конвергентный биллинг, охватывающий все услуги: фиксированную связь, мобильные коммуникации (pre-paid и post-paid) и широкополосный доступ.
"В результате сотрудничества компаний УСИ и "Петер-Сервис" разработана биллинговая система, позволяющая обслуживать "в одном месте" всех абонентов по всем услугам и сервисам. До нас никто в России не делал ничего подобного, но, уверен, что другие универсальные операторы связи обязательно востребуют полученный опыт, - говорит первый заместитель генерального директора ОАО "Уралсвязьинформ" Михаил Крымский. - Соединение абонентских баз позволит УСИ формировать на всей лицензионной территории динамические пакеты услуг. К примеру, если абонент пользуется двумя и более услугами, то он получает сервисные и тарифные бонусы в зависимости от объема потребления (трафика и накопленных платежей)".
УСИ отмечает, что новый биллинг также позволит внедрить единый портал самообслуживания по всем используемым услугам и выставлять общий счет.
"Решение, которое внедряется в УСИ, обеспечивает конвергенцию и по технологиям доступа, и по методам расчетов, и по бизнес-сегментам. Даже в Европе подобного уровня проект реализует только один оператор - Swisscom (Швейцария), но и он еще не завершен (завершение проекта намечено на 2010 г.)" - отмечает Максим Самсонов.
По словам пресс-секретаря генерального директора УСИ Валерия Костарева, суммарные инвестиции по проекту внедрения единого конвергентного биллинга, включая создание технической архитектуры и инфраструктуры (центров обработки данных и пр.), за четыре года (по конец 2009 г.) составили около $45 млн. Ежегодное обслуживание и поддержка единого конвергентного биллинга оценивается в $2,2 млн.
Татьяна Капустина