В соответствии с поправками к закону «Об информации, информтехнологиях и о защите информации», больше известному как «закон о блогерах», которые внесены в нижнюю палату парламента, к СМИ будут приравнены новостные ресурсы, собирающие, обрабатывающие и распространяющие информацию, сообщает газета «Коммерсантъ». В документе они прописаны как «новостные агрегаторы».
Под закон попадут те сайты, посещаемость которых превышает 1 миллион в сутки. По словам источника в Госдуме, под действие проекта подпадут до 30 крупных компаний: «Яндекс», Mail.ru, Google, Rambler, «ВКонтакте», «Спутник», Facebook, Twitter и др. Появление в списке иностранных социальных сетей объясняется тем, что они уже тестируют собственные новостные сервисы в других странах.
Проект обязывает новостные агрегаторы «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации», в том числе источником которой является СМИ, и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Новостной агрегатор должен быть национальным юридическим лицом, иностранное участие в котором возможно в размере не более 20%.
Помимо этого поправки обязывают компании в течение шести месяцев хранить распространенную ею информацию.
Ответственность (штрафы от 400 тыс. руб. для физических лиц до 5 млн руб. для юридических лиц) агрегатор будет нести, если не убрал недостоверную информацию по требованию Роскомнадзора.
Один из авторов проекта, депутат «Справедливой России» Алексей Казаков объяснил появление поправок желанием заполнить юридический вакуум. «Агрегаторы по влиятельности превосходят СМИ. Но мы не хотим создать им условия для некомфортной работы, поэтому право обратиться в Роскомнадзор даем только профильным ведомствам, а не гражданам», — сказал депутат.
Глава думского комитета по информационной политике Леонид Левин пока незнаком с деталями предложений коллег, но считает регулирование в этой сфере «актуальным». «Сегодня уже не важно, где появилось сообщение, важно, кем оно будет распространяться. Агрегаторы новостной информации играют серьезную роль, это сложно не замечать, в том числе и регуляторам», — отметил он.
В комментарии РБК руководитель пресс-службы «Яндекса» Очир Манджиков указал, что «если законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы обязанности СМИ в полном объеме, сервис «Яндекс.Новости» в текущем виде существовать не сможет». Он объяснил, что ежедневно сервис индексирует более 100 тысяч новостных сообщений от почти 7000 источников. При этом у «Яндекс. Новостей» нет редакции, полные тексты новостей агрегатор не публикует. «Яндекс.Новости объективно ограничены в возможности проверки законности и достоверности новостной информации, подготовленной третьими лицами, и не могут нести ответственность за такую информацию», — сказал Манджиков.
Президент ассоциации интернет-издателей Иван Засурский заявил «Коммерсантъ», что «прессовать агрегацию бесперспективно: в соцсетях ее вообще не достать». «Мы ждем других новостей — не о том, как задушить информацию, а о новых инструментах развития. Развитие интернета возможно только на базе общественного консенсуса», — считает он.
Ранее газета «Ведомости» сообщила о том, что Минкомсвязи разработало законопроект о государственном контроле над прохождением интернет-трафика на территории России. В документе описаны несколько способов, которые помогут органам государственной власти следить за маршрутами интернет-трафика по сетям связи. Министерство предлагает создать государственную систему мониторинга «использования ресурсов глобальной адресации и глобальных идентификаторов сети интернет (DNS и IP-адресов)». Эта система также должна отслеживать работу критических элементов инфраструктуры рунета, говорится в записке. В рамках этой системы будет создан реестр адресов рунета.
Артем Филипенок, Алена Сухаревская