Схема работает так: сначала абоненту поступает звонок от имени крупной финансовой организации. По телефону клиента информируют о первоначально одобренном кредите или кредитной карте. Как правило, в ответ человек отказывается от этого предложения. Через небольшой промежуток времени ему звонят повторно от имени той же кредитной организации и благодарят за якобы оформление займа, а также просят оценить уровень обслуживания.
«Напуганный клиент связывает в уме оба события и понимает, что кто-то мошеннически оформил на его имя кредит. Человек начинает паниковать. Далее схема развивается по обычному сценарию: жертва заявляет, что не оформляла кредит. Затем звонок переключают якобы на службу безопасности или полицию, которая просит оказать помощь в расследовании и поимке мошенников. В процессе разговора жертву уговаривают взять кредит, чтобы деньги якобы не достались мошенникам, и перевести их на так называемый «безопасный счет».
О новой мошеннической схеме рассказал главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании «Газинформсервис» Дмитрий Овчинников:
– Осведомленность населения в части информационной безопасности растет с каждым годом, и мошенникам становиться все сложнее обманывать потенциальных жертв. Простые схемы, например, со звонками от службы безопасности практически исчерпали себя, и мошенники стали использовать более сложные комбинации. В данном конкретном примере используются такие базовые механизмы социальной инженерии как страх и надежда. Они самые действенные, так как самые простые. Сначала потенциальная жертва как следует пугается, а потом ее спасают. Создаются так называемые эмоциональные качели, на которых раскачивают клиента с целью вывести его из психологического равновесия. Это классический случай манипуляции сознанием.