В основу решения, доступного на key.rt.ru, легли уже существующая платформа видеонаблюдения «Ростелекома», некоторые сервисы «умного» здания (такие, как управление домофоном), а также база для всех цифровых сервисов оператора – широкая сеть ВОЛС. Можно сказать, что «Ростелеком. Ключ» – это следующее поколение сервисов для управления инфраструктурой безопасности здания. Её предшественницей была платформа myhome.rt.ru, которая с 2018–19 годов внедрялась в пилотных проектах «Ростелекома» с застройщиками. Одним из таких проектов стал ЖК в Светлогорске (Калининградская область) – на этом примере можно представить себе состав сервисов старой платформы.
Новая же платформа больше завязана на использовании мобильного приложения и гораздо более функциональна. Сервис «Ростелеком. Ключ» разработан для двух сегментов пользователей: он интересен как застройщикам и управляющим компаниям, так и собственно жильцам. Учитывая разные потребности клиентов B2C и B2B, существуют клиентские приложения для юридических и для физических лиц.
Работа над цифровым сервисом ведется не первый год, например, первый дом в Архангельске был подключен уже в июле 2020 года, с ноября 2020 года решение стало доступно и для москвичей. На первое полугодие 2021 к «Ростелеком. Ключ» было подключено уже более 165 тыс. российских квартир.
«Ростелеком. Ключ» является экосистемой для управления устройствами «умного» здания, объединяющей в себе доступ не только к домофону и камерам видеонаблюдения, но также и шлагбауму, калиткам, внутриквартирным «умным» счетчикам, подсобным помещениям.
Таким образом пользователь, например, получает возможность просматривать в режиме онлайн изображение с камер перед тем, как открыть ворота на территорию. И делать это он может даже находясь вне дома, удаленно, переадресовав вызовы с домофона на мобильный телефон. Кроме того, открытием дверей теперь можно управлять и голосом: достаточно попросить об этом голосового помощника Siri. Ещё один плюс – возможность выставлять на домофоне режим «не беспокоить», чтобы неожиданные звонки в неурочное время не потревожили сон хозяина квартиры и его близких.
Также можно удаленно не только открыть шлагбаум или калитку во двор, но даже генерировать одноразовые коды доступа для курьеров и различных городских служб. Такие коды, действующие в течение суток, могут быть особенно актуальны, если пользователь почувствовал себя плохо и вызвал врача, или если дома спит ребенок, а запланированная доставка ещё не осуществлена. Или если нужно вызвать ремонтную бригаду.
При появлении спецтранспорта шлагбаум открывается автоматически, сокращая время прибытия спецслужб по нужному адресу. Теперь ни скорая помощь, ни пожарная служба не будут тратить время на поиски того, кто сможет открыть им проезд.
В приложении существует возможность просматривать архивы видеозаписей с камер. Уровни доступа к ним могут быть разными, но в любом случае, это делает жизнь обитателей дома безопаснее.
Управляющим компаниям «Ростелеком. Ключ» предоставляет большой функционал для осуществления их деятельности. Например, оператор УК при расследовании инцидента может получить логи системы, из которых видно, какие жильцы и когда открывали входную дверь, заходя в дом или покидая его. Злостным неплательщикам с помощью специальной опции можно отключить услуги ЖКХ. «Умные» счетчики, контролируемые приложением, автоматически отправляют данные в сбытовую компанию, а также своевременно сигнализируют о перерасходе ресурсов, что дает возможность предотвратить их хищение. Система видеоаналитики самостоятельно проверяет своевременный приезд служб по вывозу мусора и использование парковки без нарушений.
Правда, у жильцов – потенциальных пользователей есть опасения: не может ли управляющая компания или злоумышленники злоупотреблять данным сервисом. Мнения жильцов можно встретить на отраслевых форумах и в соцсетях. Например, особую тревогу вызывают возможные утечки данных о том, кто и в какое время покидает дом, а также потенциальные трудности с техническим обслуживанием подобных систем.
Сомнения развеивают специалисты «Ростелекома»: система передачи данных использует сразу два уровня криптографической защиты. На сегодняшний момент лучше криптографии ничего не придумано — она позволяет использовать аутентификацию и обеспечивает конфиденциальность информации, которая циркулирует между участниками системы.
В планах «Ростелекома» по доработке сервиса есть и другие интересные задачи – например, возможность удаленно вызывать лифт из квартиры или подходя к подъезду. Или создание CRM-системы для жильцов и служб, с помощью которой можно не только оставлять заявки на ремонт и обслуживание, но и контролировать их выполнение, в том числе и со стороны вышестоящих инстанций.
Также компания разрабатывает функцию доступа в подъезд с использованием биометрических данных. Предполагается в дальнейшем реализовать использование транспортных карт. Система компьютерного зрения позволит распознавать автомобили жильцов по номерным знакам.
Уже сейчас «Ростелеком. Ключ» используется на нескольких тысячах объектов в Санкт-Петербурге, Москве, Краснодаре, Владивостоке и в других городах.
Подключить услугу может управляющая компания или застройщик. Однако ведется работа и с домофонными компаниями – им предлагается модернизировать за счет инвестиций «Ростелекома» свои устройства и провести переговоры с жильцами, уже использующими домофоны компании, по подключению к платформе с мобильным приложением. У жильцов же остается выбор – подключаться к приложению «умного» домофона, получив большой набор дополнительных преимуществ, или продолжить его стандартное использование при помощи ключей-таблеток.