В России все же появится реестр авторских и смежных прав (РАСП), где правообладатели смогут регистрировать свои аудио- или видеопроизведения. Это упростит их общение с владельцами сайтов по поводу удаления контрафакта. Конкурс Минкомсвязи на создание подобной системы был отменен неделю назад. Но, как рассказал «Известиям» замглавы ведомства Алексей Волин, тендер объявят снова.
Информация о конкурсе на создание РАСПа был опубликована на сайте госзакупок в октябре. Максимальная цена контракта составляла 71,2 млн рублей. По условиям конкурса, работы должны были завершиться к концу года, заявки на участие принимали до середины ноября. Затем сроки приема заявок продлили до начала декабря, а 21 ноября министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров подписал приказ об отмене тендера.
Как сообщил «Известиям» Волин, РАСП все же будет создан. Тендер был отменен по техническим причинам, и скоро его объявят заново. В пресс-службе Минкомсвязи не прокомментировали, что именно будет изменено в техническом задании и когда будет опубликовано новое извещение. Согласно плану работы Минкомсвязи, РАСП должен заработать уже во II квартале 2014 года.
Согласно прежнему техзаданию, речь идет о «создании информационной системы, обеспечивающей идентификацию и учет регистрируемых аудиовизуальных произведений и фонограмм в цифровой форме, а также информирующей об установленном режиме их использования». Правообладателям предоставляют технологию, с помощью которой они могут создать так называемый цифровой отпечаток для любого принадлежащего им музыкального произведения или фильма произведения. Такие отпечатки загружаются на сайт РАСПа. Далее интернет-площадка, куда пользователи закачивают контент, может сравнить аудио- или видеофайл с базой цифровых отпечатков и понять — кто является правообладателем и какие ограничения на распространение своей собственности этот правообладатель оговорил.
Как известно, компания Google внедрила в принадлежащем ей видеосервисе YouTube подобную технологию под названием Content ID. Правообладатель может зарегистрировать на этом сервисе некий ролик как свою собственность, и YouTube не будет позволять другим размещать такие же ролики — даже в измененном виде (в другом размере или качестве с вырезанными фрагментами и т.п.). Аналогичные технологии разрабатывают соцсеть «ВКонтакте» и поисковая система «Яндекс».
По словам директора музыкальной социальной сети VMA Арташеса Андреасяна, в России много реестров аудио- и видеоконтента, но все они закрыты для публичного доступа. Самый крупный — у Российского авторского общества. Чтобы задумка Минкомсвязи сработала, необходимо, чтобы РАСП был открытым и технологически развитым.
— Техзадание, которое было опубликовано, — технологически отсталое. Такой системой было бы пользоваться неудобно. Например, сейчас в США есть система, которая по любым 15 с произведения определит, кто его автор, кто правообладатель и сколько стоит лицензия на покупку. Возможно, в Минкомсвязи нашелся человек, который прочитал ТЗ и раскритиковал его. Нужно составить новое техзадание. Здесь необходимо смотреть вперед на 10–20 лет, — сказал Андреасян.
В прошлом году Минкомсвязи проводило конкурс на создание прототипа «национальной платформы цифрового контента». Выиграла его компания «Муз.ру», которая, по словам ее гендиректора Сергея Сичкаря, выполнила работу по госконтракту (его стоимость составила 30 млн рублей без НДС). Прототип был передан Минкомсвязи. По словам Сичкаря, «Муз.ру» рассчитывала, что министерство продолжит проект. Однако в техзадании отмененного конкурса речь шла о создании РАСПа с нуля, и разработанный в прошлом году прототип не упоминался.
— Появление открытого реестра может помочь развитию стартапов в отрасли, — говорит гендиректор Universal Music Russia Дмитрий Коннов. — Из него можно будет узнать, кому принадлежат права на произведение, как связаться с правообладателем и в идеале сколько стоит лицензия. Важно, чтобы изменения в реестр смогли вносить сами правообладатели и чтобы они несли ответственность за предоставленную информацию.
Владимир Зыков