Из материалов изданий «Ведомости» и «КоммерсантЪ» стало известно, что в правительстве обсуждается, какими мерами можно было бы поддержать игровую отрасль. В мае этого года проводилась закрытая встреча между отечественными разработчиками цифровых игр и администрацией президента для обсуждения данного вопроса. Следующее обсуждение мер поддержки происходило 18 июня в рамках сессии «Цифровое право и кибербезопасность в контексте игровой индустрии» на Петербургском международном экономическом форуме с участием юристов. По словам источников, приближенных к администрации президента, документ уже находится в работе.
Игровая индустрия потеряла многие наработки вследствие спецоперации, проводящейся Россией на территории Украины, в ответ на которую многие зарубежные партнеры прекратили отношения с разработчиками, а площадки для размещения мобильных игр (каталоги Google Play и AppStore) и игр для компьютера (Steam) также отказывают российским разработчикам в размещении. Крупные игроки российского рынка начали покидать его: израильская компания Plarium и литовская компания Game Insight приняли решение о закрытии действовавших в России студий, с общим количеством персонала около 1 тыс человек. Сбербанк также закрыл свое подразделение SberGames, так и не успевшее запуститься. Уход зарубежных партнеров также означает, что инвестиции, на которые рассчитывали компании, надо искать в других местах.
Власти рассматривают среди вариантов поддержки игрового сегмента адаптацию под него налоговых льгот для IT-отрасли. Чтобы компания могла претендовать на льготы по НДС, ей необходимо включить свою продукцию в реестр отечественного ПО, что невозможно на ранних стадиях работы. При этом цикл разработки одной игры занимает до 3 лет, а важным условием включения игры в реестр является наличие в составе организации-разработчика не менее семи сотрудников. По мнению экспертов, стоит включать в реестр программного обеспечения «минимально жизнеспособный продукт» (MVP), чтобы поддержка могла доходить до разработчиков. Кроме того, можно внести изменения в число сотрудников в организации, тем самым увеличив шансы маленьких студий на поддержку.
Другим предложением стала заморозка комиссий магазинов приложений от продажи российских игр. У магазинов приложений, запущенных российскими разработчиками в мае – RuStore, созданного VK, RuMarket , созданного Gett и NashStore, созданного АНО «Цифровые платформы», пока не озвучивался процент комиссии, однако генеральный директор VK Владимир Кириенко обещал, что она будет ниже 15%, а на ПМЭФ озвучивалось, что комиссия составит 5%.
Ориентация игровой индустрии на экспорт подразумевала, что 80% прибыли поступало из-за рубежа, и в новых реалиях необходимы новые регуляторные правила, в результате которых развитие будет происходить внутри страны, но с сохранением экспортного потенциала. Также предлагается ввести порядок выхода иностранных игр, поскольку потенциал зарубежных студий существенно выше.
Упрощение схемы получения грантов и субсидий тоже ощутимо сказалось бы на малом бизнесе, поскольку на данный момент отчетность требует повышенного внимания специалистов, и не все компании способны грамотно отчитаться по получению государственной поддержки.
Эксперты убеждены, что поддержка игровой индустрии сейчас необходима – в свете переезда большого числа крупных игровых студий в другие страны меры поддержки можно рассмотреть как попытку возвращения разработчиков в Россию. Однако некоторые высказывают сомнения в эффективности данного возвращения, поскольку так называемый «налог на Google», а точнее – 20% НДС при покупке рекламы делает невыгодным издание игр в России. Не менее важной причиной они называют и невозможность ввести в Россию валютные средства от продажи игр, что приводит к недостатку средств для выплаты зарплат и сокращению сотрудников, не пожелавших или не имеющих возможность выехать из страны.
Также эксперты считают, что заморозкой комиссии не решить проблем всех участников российского игрового рынка – если для крупных компаний субсидирование комиссий магазинов или их заморозка их помогла бы в какой-то степени, то малым и средним разработчикам надо решать другие задачи, среди которых – низкая ликвидность, дистрибуция, способы взаимодействия с потребителями и другие. Возможно рассмотрение варианта с льготными периодами на платные коммерческие сервисы. Однако вопрос, кто будет компенсировать разницу между реальной и льготной комиссией, остается пока открытым.