Снижение телефонной мошеннической активности связано с рядом оперативных мер: изменением клиентских путей при оформлении продуктов – отказом от использования уникального номера клиента в онлайн-сервисах. Большую роль здесь сыграла проработка процессов на стороне операторов мобильной связи: у них отключена возможность переадресации банковских СМС, которой ранее пытались воспользоваться мошенники для перехвата сообщений клиентов.
Количество клиентов, обратившихся в банк с целью оспорить операции в результате мошеннических действий, в сентябре также снизилось – на 20% по сравнению с августом. Подобная тенденция связана с активными мерами противодействия мошенничеству, которые ВТБ предпринимает для защиты средств клиентов.
«Пик мошеннических атак в этом году пришелся на июль, когда мы зафиксировали миллион попыток злоумышленников. К сентябрю этот показатель снизился на четверть. В октябре тренд на снижение активности мошенников продолжился. Работа над противодействием новым схемам мошенников, в том числе с кредитными продуктами, заставляет нас прибегать к оперативным мерам. Например, мы отказались от уникального номера клиента в онлайн-сервисах. Получая УНК, злоумышленники пытались легитимизировать свои действия и запросы перед клиентом банка, убедить раскрыть персональную информацию или способствовать краже средств иным способом», – рассказал Дмитрий Романов, начальник отдела качества и безопасности департамента цифрового бизнеса ВТБ.
Вместе с тем в сентябре ВТБ зафиксировал рост рекламы мошеннических ресурсов в социальных сетях почти в три раза. Под видом известных компаний злоумышленники предлагают пользователям участвовать в якобы выгодных акциях, выманивая персональные данные для последующего доступа к средствам на счетах третьих лиц. ВТБ рекомендует клиентам для защиты своих средств пользоваться бесплатным определителем номера в ВТБ Онлайн, устанавливать ограничения на платежи и переводы с помощью настройки лимитов по картам и счетам и не сообщать третьим лицам личные и банковские данные, такие как номер карты, логин (уникальный номер клиента) и СМС-коды из сообщений от банков.
Банк постоянно совершенствует свою антифрод систему для более точного определения мошеннических транзакций. «Обеспечение безопасности средств клиентов является для нас безусловным приоритетом. ВТБ постоянно развивает технологии защиты клиентских средств и персональных данных. В частности, в сентябре были реализованы дополнительные мероприятия для противодействия мошенничеству при выдаче кредитных продуктов, открыты проекты по внедрению новых моделей машинного обучения антифрод-системы банка. Проводится информационная работа для повышения финансовой грамотности населения. Повышение бдительности клиентов вместе с банковскими защитными инструментами приводит к росту объема средств, спасенных от мошеннических атак», – комментирует Лилия Шароватова, начальник управления анализа и мониторинга операций ВТБ.