Нововведение «Яндекса», о котором Александр Садовский впервые объявил 5 декабря 2013 года, касается коммерческих запросов на тему электроники и бытовой техники, одежды и аксессуаров, недвижимости, красоты и здоровья, туризма, юридических услуг, а также разработки и продвижения сайтов. Старое ранжирование сохраняется для тем авто, ремонта квартир, финансов, страхования и некоторых других. Это первый этап и наиболее эволюционный и безболезненный вариант развития событий как для участников рынка SEO, так и для поиска, считают в пресс-службе «Яндекса».
«Какого-то тайного смысла в выборе тематик нет. Просто выбрано несколько кластеров запросов различной степени близости. Например, электроника и бытовая техника довольно близки, поэтому внедрение коснулось обоих этих тем», — пояснил представитель поисковика. Расширится ли отмена ссылочного ранжирования на другие регионы, помимо Москвы, в компании не комментируют.
Как ранее сообщал РБК, в поиске «Яндекса» учитывается 800 параметров сайта, из них 50 влияют на то, как пользователи выходят на сайт или ссылку на него. Этим пользуются SEO-оптимизаторы и покупают на биржах (самая популярная из которых Sape) размещение ссылок, ведущих на продвигаемый сайт, чтобы он поднимался в поисковике. Чем больше ссылок, тем выше позиции в выдаче.
«Биржи ссылок негативно повлияли на выдачу релевантной информации в поисковых запросах и породили черный рынок, который давно пора было ликвидировать. Большинство бирж, не получая желаемого дохода от привычных методов заработка, постепенно уйдут с рынка, другие переориентируют свой бизнес. Например, сфокусируются на продаже постов в блогах. Возрастут и услуги профессиональных SEO-специалистов», — считает технический директор отдела социальных медиа агентства PRT Дмитрий Лазарев.
В «Яндексе» рассчитывают, что ресурсы компаний, которые были использованы для манипуляций ссылками, теперь будут направлены на реальное улучшение качества сайта. В конечном итоге от этого выиграют и пользователи, и бизнес, и поисковые системы, уверены в «Яндексе».
«Уже спустя полчаса-час с момента отмены ссылочного ранжирования мы увидели в выдаче серьезные изменения, которые затронули не только высокочастотные запросы, но и средне- и низкочастотные запросы. Продвинуть сайт по высокочастотным запросам в последние годы одними только ссылками было нереально, а вот по средне- и низкочастотным — вполне», — заметил эксперт компании «Поисковая аналитика», гендиректор компании «Скобеев и партнеры» Константин Скобеев. По его мнению, SEO-оптимизация не умрет, а примет другой вид. В частности, сконцентрируется на интернет-маркетинге, PR и продвижении в соцсетях.
Представители Google рассказали РБК, что также работают над улучшением алгоритмов нахождения платных ссылок. «Настоящие ссылки всегда были и остаются полезными для ранжирования. Google-алгоритмы достаточно эффективно фильтруют покупные ссылки. Все в конечном итоге сводится к точности алгоритма фильтрации», — пояснили в пресс-службе компании. Руководитель команды Google по борьбе с веб-спамом Мэтт Каттс уже не раз выносил предупреждения веб-мастерам, использующим услуги ссылочных бирж в разных странах, в том числе в России. Сайты, использующие покупные ссылки, автоматически понижались в выдаче Google.
По оценкам экспертов, опрошенных РБК, рынок платных ссылок в России по итогам прошлого года составил 350—500 млн долл.
Ирина Юзбекова