Сегодня Госдума планирует рассмотреть поправки к закону "Об информации" и Гражданскому процессуальному кодексу, согласно которым меры по защите интеллектуальных прав распространятся на все "объекты авторских и смежных прав (кроме фотографий)". То есть помимо кино- и телепродукции и программного обеспечения под защиту от пиратов попадают музыка и книги. Другая ключевая поправка, подготовленная Минкультом,— это пожизненная блокировка ресурса, который неоднократно (то есть более одного раза) нарушает авторские права. Блокировка сайта будет осуществляться операторами в течение суток после того, как Роскомнадзор направит ему уведомление. Владелец любого сайта будет обязан указать информацию о своем местонахождении и адресе, электронную почту, а также разместить на сайте специальную форму для обращения. Законопроект сохранит возможность внесудебного решения споров по авторским правам, закон должен вступить в силу 1 мая 2015 года.
Процедура ограничения доступа к информации, нарушающей авторские права, аналогична той, что с августа 2013 года действует в отношении кино- и телепродукции.
Правообладатель, чьи фильмы распространяются без его согласия, может обратиться в Мосгорсуд с заявлением об обеспечительных мерах, а в случае его удовлетворения — в Роскомнадзор, который через хостинг-провайдера уведомляет о нарушении интеллектуальных прав владельца сайта и блокирует ресурс, если тот отказывается удалить информацию. После этого правообладатель должен в течение 15 дней подать в Мосгорсуд иск о защите прав на контент.
Поправки в антипиратский закон были приняты во втором чтении Госдумой в июле этого года. Однако в итоговую версию не попал целый ряд жестких предложений, которые накануне рассмотрения законопроекта внес депутат и режиссер Станислав Говорухин. Среди них как раз пожизненная блокировка сайтов в случае рецидива. Уже в августе Минкульт заявил, что будет настаивать на том, чтобы осенью законопроект был возвращен во второе чтение и дополнен ужесточающими ответственность сайтов поправками.
Новая версия поправок, заявил вчера вице-спикер Госдумы Сергей Железняк (именно подготовленный им законопроект был в свое время взят за основу), вырабатывалась "в развитие идей", которые обсуждались "в Госдуме, в федеральных органах исполнительной власти и судейском сообществе". Впрочем, вчера на совете Госдумы представитель правительства вновь подверг критике законопроект и предлагал перенести его рассмотрение. "Поправки создают возможность вести диалог между правообладателями и представителями интернет-индустрии в рамках внесудебных процедур и вместе с тем повышают ответственность ресурсов за тот контент, который они у себя размещают",— заявил "Ъ" глава комитета по информполитике Леонид Левин ("Справедливая Россия").
Пираты чувствуют себя в абсолютной безопасности и не опасаются за свой бизнес, рассуждает гендиректор Национальной федерации музыкальной индустрии Леонид Агронов. Но чтобы добиться пожизненной блокировки, нужно как минимум два судебных решения, доказывающих повторное нарушение, а судебный процесс обычно длится очень долго, указывает он. Издатели сильно страдают от пиратства в сети, уже на следующий день после издания тексты оказываются в интернете, приветствует поправки гендиректор "ОЛМА Медиа Групп" Дмитрий Иванов.
В "Яндексе" считают, что применение пожизненной блокировки только за два нарушения может быть обосновано лишь в единичных случаях (например, в рамках уголовного дела о нарушении исключительного права). "Текущая практика Мосгорсуда искажает институт обеспечительных мер: подавляющее большинство заявлений правообладателей удовлетворяются, что предопределяет отрицательное для владельца сайта или посредника решение, даже если материалы были удалены, как только у ответчика появилась информация о предполагаемом нарушении",— указывают в "Яндексе".
В случае принятия поправок речь будет идти уже не о десятках торрент-трекеров, а о тысячах сайтов самой разной тематики, согласен руководитель проекта "РосКомСвобода" Артем Козлюк. "Например, "Википедия" может попасть под такое давление. И если кто-то пожалуется несколько раз на кусок своего текста, размещенного там или в ЖЖ, то вполне возможна не только блокировка энциклопедии или всего блогхостинга, но и принципиальная невозможность его разблокировки",— полагает он. По оценкам "РосКомСвободы", интернет-ресурсов, не несущих в себе нелегального контента, но при этом подвергающихся блокировке только потому, что находятся на одном сетевом адресе с заблокированным сайтом, сейчас более 75 тыс., а за все время существования черных списков — уже более 176 тыс.
Предусмотренный проектом внесудебный порядок, в отличие от действующих примеров из зарубежной практики, существенно ущемляет права как владельцев сайтов, так и пользователей, фактически лишая их возможности избежать удаления контента даже в случае его использования на законных основаниях, говорит замдиректора юридического департамента Rambler&Co Евгения Плешкова. Это вкупе с закрепленной проектом возможностью постоянной блокировки сайтов создает широкое поле для злоупотреблений.
Минкульт не поддерживает данную редакцию законопроекта, так как в ней не учтены все поправки правительства, заявили "Ъ" в министерстве. Например, "не предусмотрена административная ответственность и недостаточно полно урегулированы внесудебные процедуры".
Роман Рожков, Софья Самохина, Анна Афанасьева