На сегодняшний день лечение зубов в Киеве, Москве, Нью-Йорке, да где угодно – по-прежнему прерогатива стоматологических центров. Причем надо отдать должное: большинство из них, наряду с оснащением своих кабинетов современным специализированным оборудованием, отдают должное цифровым сервисам и не экономят на разработке красивого информативного сайта с возможностью пообщаться с администратором в чате, на установке виртуальной АТС для контроля звонков и эффективного клиентского менеджмента, на электронной записи к специалисту. А также, разумеется, на внедрении на сайте эквайрингового модуля, который позволяет оплатить лечение банковской картой или посредством платежной системы. Особенно всё перечисленное актуально для территориально-распределенных организаций с несколькими офисами в разных районах или даже городах.
И чем дальше, тем больше таких цифровых сервисов появляется вокруг медицинских учреждений. Затронут ли они самый важный процесс – собственно лечение, физические манипуляции врача? Вероятно, да – но явно не в ближайшем будущем, а в перспективе 8-10 лет. Разработки в области телемедицины не ограничиваются одними консультационными сервисами, некоторые разработки напрямую касаются возможности проведения, например, операций таким образом, чтобы ведущий хирург находился в одной клинике, а пациент в другой. Специалисту помогают роботы-манипуляторы, имитирующие руки хирурга и управляемые с помощью специального софта на сверхбыстрой сети 5G. Таким образом действия врача и робота полностью синхронизируются.
Однако, как уже говорилось, такие технологии быстро не внедряются (сама сеть 5G еще существует только в пилотных проектах). А когда внедрятся, будут поначалу очень дорогими и доступными только в ограниченных клиниках крупных городов. Ведь именно в мегаполисах 5G появится, а периферию охватит еще лет на пять позже. Причем это касается как Европы, так и Америки.
Современная действительность со всеми ее технологическими достижениями уже давно переплюнула многие картины будущего, созданные фантастами 20 века, уничтожив или почти уничтожив многие профессии. Однако где-то прогресс происходит максимально быстро (например, в сфере торговли), а где-то тормозится объективными причинами. Поэтому с уверенностью можно заявить, что людям еще долгое время придется приходить в медицинское учреждение самостоятельно, садиться в стоматологическое кресло и разговаривать с «живым» человеком, а не с роботом.