2022 год был богат событиями. Из страны ушло много ключевых иностранных вендоров, можно даже сказать почти все, и год, понятно, был кризисный. Во многих компаниях были сокращения, многие продуктовые линейки драматически падали, было много неуверенности в будущем.
Но дистрибуторы – они такие же, как и обычные люди. Привыкают как к хорошему, так и к плохому. Произошло принятие ситуации, и пошел процесс перестройки бизнеса под существующие реалии. Меняется продуктовое наполнение, появляется много новых производителей. Естественно, все дистрибуторы будут проходить, или уже прошли, или пока проходят такой период, который я бы назвал «зоопарк» продуктовых направлений. Но всё рано или поздно устаканится. Не видно, чтобы кто-то из дистрибуторов собирался уходить с рынка.
Сам рынок стал менее прозрачен. Кроме традиционных дистрибуторов, которые раньше имели прямые контракты, появилось огромное количество других игроков, кто тоже возит любое оборудование. Да, это системное изменение ситуации, и однажды все придет в равновесие. Надеюсь, на рынке всем хватит места.
Ушло большое количество аналитических агентств и тех вендоров, которые умели считать оборот по конкретному бренду. Уровень понимания рынка, конечно, деградирует, так как статистика продаж потеряна или кардинально изменилась. Зато, и это точно, в этой ситуации никому не скучно.
Многие стремятся к достижению импортонезависимости в каких-то областях, испытав фундаментальные проблемы с финансовыми потоками и логистикой. Это направление тоже будет развиваться. Многие будут обжигаться, при этом продолжать «есть кактусы» в ближайшее время будут все.
Мы как дистрибутор вошли в этот год со сбалансированным портфелем решений и производителей, на который наши партнеры могут рассчитывать. Безусловно, мы будем гибко реагировать на любые изменения и считаем, что рынок, если в него, конечно, никто не вмешается, расставит всё на места. Для нас это не первый кризис.
Генеральный директор компании Treolan (входит в группу ЛАНИТ) Григорий Свердликов