Природа роста рынка в 2011 году была нетипичной – он был связан не с наращиванием доли продуктов с высокой добавленной стоимостью, а с восстановительным спросом на ИТ-инфраструктуру и, соответственно, с ростом в сегменте инсталляции и сопровождения оборудования. То, что мы видим небывалый рост именно в этом сегменте, где традиционно доля услуг весьма невелика, говорит о том, что рост на рынке связан именно с тем, что возобновились закупки оборудования, замороженные во время кризиса, и реализовывался возникший из-за этого «отложенный спрос».
В бизнесе IBS доля проектов, связанных с поставкой и инсталляцией оборудования, относительно невелика – обычно это проекты по созданию сложных масштабных инфраструктурных решений федерального масштаба. Но и по их вкладу в наш бизнес мы можем судить о том, что источник роста на рынке ИТ-услуг – это посткризисное восстановление. Является ли эта перемена в приоритетах заказчика временным явлением или это станет долгосрочной тенденцией – сказать сложно, это мы сможем наверняка сказать через год-два. Нам все-таки кажется, что вслед за обновлением «железа» у потребителей ИТ-услуг возникнет потребность и в обновлении программной части, а значит, подтянутся и расходы на бизнес-приложения и ПО. В тех сегментах рынка, на которых исторически специализируется IBS, – внедрение бизнес-приложений и разработка ПО на заказ – цифры роста примерно совпадают со средними темпами роста по рынку и составляют 25 – 30 %. Если говорить о прогнозах, то во многом результаты 2012 года зависят от ситуации в экономике в целом. ИТ-услуги – сервисная отрасль, и динамика в ней напрямую связана с инвестициями в развитие, которые будут делать бизнес и государственный некоммерческий сектор. Напомним, что обзор по результатам исследования IDC был опубликован здесь.