Сложная арифметика простого принципа

1 июля вступает в силу поправка в Закон «О связи», отменяющая плату за входящие звонки для владельцев мобильных телефонов. Звонки на сотовые теперь будут оплачивать звонящие. Это принесет небольшой рост доходов «дочкам» «Связьинвеста», ударит по выручке компаний мобильной связи и повысит расходы на связь простых граждан.

Принцип «платит звонящий» (или CPP — calling party pays, «звонящая сторона платит»), закрепленный поправкой в статью 54 закона «О связи», освобождает абонентов любых видов связи от необходимости платить за входящие соединения, когда эти абоненты находятся в пределах своего региона. Эта поправка принята в прошлом году и вызвала немало опасений со стороны представителей сотовой индустрии. Камнем преткновения стали звонки с аппаратов фиксированной связи на мобильные телефоны, приносящие сотовым компаниям до 10% доходов. До введения принципа CPP плату за такие звонки и устанавливали, и взимали сами мобильные операторы, заметно пополняя карман за счет высоких тарифов (по оценкам аналитиков, в среднем минута такого разговора обходилась сотовому абоненту в три рубля). Реализация же нового принципа переносит эту задачу на межрегиональные компании государственного холдинга «Связьинвест», которым принадлежат сети фиксированной связи. Тарифы для них устанавливает Федеральная служба по тарифам (ФСТ).

За десять дней до вступления в силу новой поправки, 19 июня, ФСТ и «Россвязьнадзор» объявили наконец, что стоимость звонков с фиксированных на мобильные аппараты в большей части регионов России составит 1,5 рубля за минуту разговора, при этом 95 копеек из этой суммы достанется сотовым компаниям, еще 23 копейки уйдут в бюджет в качестве НДС, а 32 копейки останутся у дочерних компаний «Связьинвеста». На первый взгляд наибольший удар тариф нанес по сотовым компаниям: вместо трех рублей им достанутся 95 копеек. Но это только надводная часть айсберга.

Такая разная справедливость

Принцип «платит звонящий» действует в большинстве развитых стран мира. С точки зрения обывательской логики ему трудно отказать в справедливости: кто инициировал звонок, тот и должен его оплатить. В таких странах, как Германия, Италия, Великобритания, Норвегия, CPP действует с момента появления услуг сотовой связи. Вслед за ними его ввели Чили, Аргентина, Мексика, Чехия, Румыния. Не так давно перешли на этот принцип и наши соседи по постсоветскому пространству Украина и Белоруссия. В числе крупных стран, отказавшихся от CPP, можно назвать разве только Канаду и США.

Впрочем, вводя принцип «платит звонящий», российские чиновники руководствовались не только соображениями обывательской справедливости. Так, директор департамента госполитики Мининформсвязи Виталий Слизень в многочисленных общественных дискуссиях напирал на «высокую» идею гармонизации развития отрасли. Что же негармоничного было до сих пор? В последние десять лет компании «Связьинвеста» развивались медленно (оборот рос на 10–15% в год), а сотовые — слишком быстро (в некоторые годы рост превышал даже 100%). По мнению Слизня, одной из основных причин такой диспропорции была политика сотовых компаний. Они установили заградительные тарифы на связь с городскими фиксированными телефонами и низкие на звонки с сотового на сотовый. Таким образом, «операторы мобильной связи дестимулировали развитие фиксированных сетей», жаловался Слизень. Министерские чиновники отмечают, что новый принцип убивает сразу двух зайцев: разница между прежними тарифами сотовых компаний и нынешними окажется в кармане абонентов, а доходы фиксированных операторов, которым надо усиленно развивать сети, заметно подрастут. Так решается и еще одна задача — поддерживается рост конкуренции на рынке связи. Сотовые компании отрицают обвинения (см. интервью Александра Изосимова). Но даже если Мининформсвязи и хотело стрясти немного жирка с сотовых компаний, то на деле, скорее всего, выйдет совсем по-другому.

Туманное усреднение

Чтобы понять, какие реальные изменения могут произойти в доходах и расходах всех операторов, необходимо погрузиться в мутную сферу интерконнекта — расчетов за транзит трафика между ними. До введения принципа «платит входящий» внутренняя кухня межоператорских расчетов российских компаний связи выглядела так: каждый из операторов связи заключал со всеми остальными договоры, которые и устанавливали расценки на интерконнект. Сколько сотовые операторы платили фиксированным за каждую минуту пришедшего к ним трафика, в точности неизвестно, но вряд ли больше одного цента — ведь столько они платили последний год друг другу (см. интервью Александра Изосимова). Согласно заявлениям сотовых компаний средняя себестоимость такого звонка у них составляет пять центов, а абоненты платили десять. Если вычесть из этой суммы еще один цент платежа фиксированным операторам, то четыре цента чистого дохода оставались у сотовиков. Впрочем, отраслевые аналитики склонны полагать, что в себестоимость пять центов заложена как инвестиционная составляющая, так и некоторая доля маржи. Таким образом, сотовые операторы зарабатывали на входящих даже больше.

С новыми тарифами сотовые компании будут получать с каждой минуты входящего с фиксированной сети звонка 95 копеек, то есть около 3,5 цента, их прямые убытки составят около 1,5 цента с каждой минуты. Основная претензия мобильных операторов к чиновникам — несправедливая цена за интерконнект, оказавшаяся даже ниже себестоимости. С ними не согласен Евгений Чечельницкий, заместитель руководителя «Россвязьнадзора», который отмечает, что стоимость интерконнекта чиновники рассчитывали не только на основании данных «большой тройки» (МТС, «Билайн», «Мегафон»). Свои расчеты предоставили и дочерние компании «Связьинвеста», у которых есть сотовые активы, — «Уралсвязьинформ», «Волгателеком», «Сибирьтелеком». Согласно установленной министерством методике у них цена вышла не более двух центов. Средняя между ценами в коридоре от двух до пяти центов и была определена как 95 копеек, или 3,5 цента. Впрочем, есть одно «но»: как подтвердили «Эксперту» в одной из компаний «Связьинвеста», в эту оценку не вошли инвестиционные расходы.

Чей карман толще

Если исходить из того, что общие доходы сотовых компаний от фиксированных входящих составляли около миллиарда долларов (10% от 10 млрд общего дохода мобильной отрасли), то при условии сохранения входящего трафика на том же уровне потери в доходах сотовых компаний, по оценкам «Эксперта», будут от 600 до 700 млн долларов. Эти цифры подтверждают и расчеты игроков рынка. «При условии, что мы никак не скорректируем существующие тарифы, потери в выручке могут варьироваться от четырех до восьми процентов в зависимости от региона», — говорит Алексей Ничипоренко, первый заместитель генерального директора ОАО «Мегафон». В 8% доходов свои потери оценивает «Вымпелком».

Между тем допущение, что трафик останется на прежнем уровне, вызывает серьезные сомнения. Позиции как аналитиков, так и представителей индустрии связи разделились. Первая точка зрения заключается в том, что согласно принципу CPP должен вырасти трафик с фиксированных аппаратов на мобильные. До настоящего времени звонить с фиксированного на мобильный телефон считалось не очень вежливым, так как входящие с городских были платными для мобильного абонента, так что люди старались звонить с мобильного на мобильный. Теперь эта проблема исчезла. Кроме того есть соображение экономическое: «Установленная в размере одного рубля пятидесяти копеек цена звонка с фиксированных на мобильный — это дешевле, чем звонки с сотового на сотовый по многим тарифным планам», — отмечает Леонид Меламед, президент МТС. Разделяют эту позицию и аналитики ИК «Атон».

Между тем есть и обратный сценарий, который также рассматривает г-н Меламед: «Сработает чисто психологический барьер. Пользователь раньше не платил за звонки с фиксированного, а теперь будет. Это может его остановить!» Рост трафика с мобильных на мобильные прогнозирует и Михаил Алексеев, управляющий партнер ACM-Consulting, и Алексей Яковицкий, ведущий аналитик Deutsche UFG, и Анна Куприянова, аналитик ИК «Ренессанс-Капитал». Согласно сценарному прогнозу «Ренессанс-Капитала» рост трафика примерно на 10% должен компенсировать потери в доходах сотовых компаний, а возможно, и даже повысить на 1–2%. «Катастрофических изменений в доходах не будет. Мобильный трафик немного подрастет, за счет этого доходы останутся прежними, но издержки от повышения трафика вырастут. Следовательно, маржа операторов понизится — по нашим оценкам, примерно на три процента», — считает Михаил Алексеев. В наибольшей степени, скорее всего, это ударит по компании МТС, новый президент которой Леонид Меламед твердо пообещал инвесторам удержать в этом году маржу на уровне 50%, тогда как по итогам I квартала 2006 года она составила 46,5%.

Изменение профиля трафика в различных направлениях затронет и качество связи. В случае если вырастет трафик с фиксированных на мобильные, дозваниваться на сотовые телефоны с обычных аппаратов может быть сложнее. Жители Украины, где CPP с низкими тарифами был веден в 2003 году, долгое время жаловались, что звонки стали постоянно обрываться. Проблема в том, что сотовые компании за свой счет строили сети присоединения к операторам фиксированной связи, и они не рассчитаны на существенное перераспределение трафика. Расширять эту инфраструктуру сотовые компании не желают. «Раньше мы зарабатывали на входящих деньги, а теперь инвестировать в то, что несет нам убытки, не видим смысла», — подтверждает генеральный директор «Вымпелкома» Александр Изосимов. Если же резко вырастет трафик с мобильного на мобильный, то качество может упасть внутри самих сотовых сетей, нагрузка на которые в крупных городах и так на пределе. Впрочем, в «Мегафоне» считают, что тариф за звонок установлен на таком уровне, который и вовсе не изменит профиль трафика.

Наконец, последнее. Радужные ожидания, связанные с ростом доходов компаний «Связьинвеста», могут на практике не оправдаться. Компании уверяют, что полностью готовы к наступлению 1 июля. Михаил Алексеев в этом сомневается, указывая, что межрегиональные компании будут вынуждены как-то разбираться с десятками миллионов своих абонентов, которым надо доставлять счета и с которыми придется учиться общаться. Средняя стоимость доставки одного счета, сообщили во ФГУП «Почта России», составляет около трех рублей. Если хотя бы треть всех абонентов сделает по одному звонку на сотовый в течение месяца, то суммарно компаниям «Связьинвеста» придется тратить до 430 млн рублей (примерно 16 млн долларов) в год на доставку счетов. Не исключено, что на фиксированных операторов обрушится вал звонков с вопросами от абонентов, с чего вдруг им насчитали десяток-другой разговоров на сотовые, и компаниям придется расширять абонентские службы. Аналитики прогнозируют рост доходов всех дочек «Связьинвеста» от 50 до 100 млн долларов. Хватит ли вообще этой суммы на решение всех проблем, возникших в связи с введением CPP?

Маленькие хитрости операторов

Сотовые компании хоть и надеются все же на рост мобильного трафика, ждать чудес не намерены. 21 июня «Мегафон» уже объявил о повышении в своих тарифах серии «Лайт» исходящих звонков почти на 50%. «Вымпелком» и МТС также намерены поработать над своими тарифными линейками. Впрочем, сотовые абоненты едва ли ощутят резкое изменение тарифов: операторы уже несколько недель незаметно трудятся над компенсацией своих доходов.

Первой ласточкой стал тариф «Проще говоря» от «Билайна», где была введена так называемая плата за соединение в размере 10 центов. Повторил этот ход и МТС со своим тарифом «Первый» и платой за соединение в 11 центов. Следом был найден новый красивый ход — взамен посекундной тарификации поминутная, позволяющая отобрать у абонента еще несколько центов. И самым ударным приемом сотовых операторов стал переход в расчетах с абонентами с доллара на рубль, по курсу на 6% выше текущего.

Есть для роста тарифов и еще одна причина. Сотовые компании тоже рассчитываются между собой за интерконнект, и если раньше они платили друг другу по одному центу, то теперь будет иначе. «Цена в 95 копеек будет воспринята рынком как индикативная, и скорее всего ее примут в своих межоператорских расчетах все сотовые компании. В результате такие операторы, как ‘Скайлинк’ и Tele2, будут вынуждены пересмотреть свою политику по дешевым и безлимитным тарифам», — считает Михаил Алексеев.

Наконец, абоненты фиксированной связи ощутят рост расходов, по расчетам «Эксперта», на 25–35 рублей в месяц.

Таким образом, нынешняя реализация принципа CPP в целом ведет к следующему: доходы сотовых компаний, вероятнее всего, изменятся незначительно, но прибыль упадет, а прибыль компаний фиксированной связи если и вырастет, то несильно. Зато расходы абонентов обоих видов связи могут только увеличиться, по разным оценкам, до 10%. Впрочем, то, что денег никому не прибавится, еще не значит, что они бесследно исчезнут — такова наша плата за реализацию нового «справедливого» принципа.

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: