Рынок ритейла неоднороден. Он отличается и по типовому набору решений, и по количеству сетей, и по принципам построения ИТ-архитектуры взаимодействия с поставщиками и партнерами. При этом, говоря о необходимости инвестиций в ИТ, для бизнеса любого размера можно выделить три ключевых фактора:
В настоящее время потребители всё чаще перед покупкой смотрят товар на сайте. По оценке экспертов Google Россия, 73 % покупателей изначально изучают предложения и цены в Интернете и только потом отправляются в офлайновый магазин. Это связано с желанием клиентов узнать стоимость, сравнить разные предложения и сэкономить время. Поэтому для магазинов, которые используют веб-каналы, чтобы поддерживать отношения с покупателями, очень важен эффективный онлайн-сервис. Даже среди крупных торговых сетей таких компаний становится всё больше.
Однако компания BCG в своём исследовании «Россия онлайн? Догнать нельзя отстать» отмечает, что российские ритейлеры в основном используют Интернет и мобильные приложения для рекламы и размещения информации о своих услугах, в то время как мировые компании-лидеры уже последние несколько лет включают гораздо более прогрессивные решения, которые легко интегрируются друг с другом. Это мониторинг социальных сетей, продаж, CRM, лояльность, оплата, омниканальность.
Следуя за успехами мировых лидеров отрасли, российский ритейл всё чаще обращается к интеллектуальным сервисам, таким, например, как «Click & Collect» («Покупка и доставка»). С его помощью покупатель может не просто изучить товар на сайте, но и совершать другие действия: сразу купить или резервировать товар с целью дальнейшей покупки в магазине. Технология даёт возможность широкомасштабных действий на сайте, что удобно как для требовательного клиента, так и для продавца, для которого «Click & Collect» соберёт полную поведенческую аналитику клиентов для дальнейшей персональной работы с каждым из них.
При этом, как было сказано выше, ключевым фактором в ритейле остается качество обслуживания клиентов. Каждый ритейлер сегодня стремится удержать своих постоянных клиентов и предугадывать их регулярно растущие ожидания, сделать так, чтобы покупатели возвращались в магазин с удовольствием и были готовы к долговременному сотрудничеству.
Формирование такой клиентоориентированной базы возможно через технологию клиентелинга (clienteling), которая интегрирована с CRM-системой для сбора и анализа информации о каждом покупателе. Собранные данные в дальнейшем используются для создания индивидуальной схемы взаимодействия с клиентом в магазине или помогают покупателю посредством мобильных приложений. Эта передовая технология набирает обороты. Её развитием в России активно занимается компания Cegid совместно с ICL Services.
Следующий уровень развития - это такие цифровые технологии, как машинное обучение, Big Data, Интернет вещей. По данным Gartner, они сегодня находятся на вершине технологической кривой.
Источник: Gartner (Август 2015)
Системы машинного обучения (Machine Learning) помогают компаниям из сферы ритейла решать конкретные задачи: предсказывать наступление тех или иных событий и рекомендовать наиболее адекватные действия. Российский рынок машинного обучения значительно меньше мирового. Однако некоторые розничные продавцы уже применяют эту технологию для увеличения продаж. Она позволяет автоматизировать систему пополнения полок, замену продавцов-консультантов автоматизированной системой подбора товаров на основании опыта предыдущих покупателей и предпочтений конкретного пользователя.
2017 год стал революционным с точки зрения развития машинного обучения по всему миру, и эксперты отмечают, что Россия не осталась в стороне от мирового тренда. По их мнению, приблизительно в такой последовательности будет развиваться технологическая эволюция в дальнейшем, и ритейл вместе с ней: машинное обучение, дополненная реальность, искусственный интеллект, виртуальная реальность. Поэтому, чтобы быть на острие технологий и использовать все достижения науки для роста бизнеса, российские ритейл-компании должны стать более восприимчивыми к инновациям, безбоязненно открывая двери в цифровой мир.