«Многие не склонны выполнять какие-то действия до тех пор, пока они не станут критически срочными»
(Студенческий синдром)
Конечные потребители любого отраслевого рынка – работодатели и покупатели (заказчики). Электротехнический рынок исторически вынужден удовлетворять растущие требования потребителей непрерывно и с ускорением, в условиях конкуренции. Виды конкуренции игроков рынка тоже постоянно меняются: от ожесточенного противостояния до симбиоза или дополнения одним поставщиком другого.
При этом все участники рынка – от заказчиков, производителей, поставщиков до проектировщиков, сметчиков и работников отделов снабжения – хотят получать информацию о рынке бесплатно. Просто потому, что информационные сервисы уже приняты в качестве стандарта обслуживания и все к этому привыкли. В идеале это должна быть единая информационная система, в которой можно честно приобрести продукцию всех поставщиков в любое время в любом месте по минимальной стоимости и с возможностью доставки в любом городе России. Клиент желает своевременно получать информацию обо всех новинках, делать сравнительный анализ продукции разных производителей или пользоваться чужим. Производители хотят выводить новую продукцию на рынок с представлением о том, кто это будет покупать, по какой цене, в каких объемах и как часто.
Рынок заставляет всех участников рынка массово отказываться от бумажной обработки документов, начиная от оформления потребностей в закупках и заканчивая документами регламентированного учета. Все они хотят работать по одинаковым стандартам, иметь под рукой любую справку о продукции, повышать квалификацию на рабочем месте, без отрыва от производства, с минимальными затратами работодателя. Практически все и всегда хотят работать исключительно с честными партнерами.
Для России исполнение перечисленных естественных требований и пожеланий осложняется экономическими и политическими условиями (зарубежными санкциями). Распоряжения Правительства Российской Федерации требуют реагировать на эти условия: за ближайшие 3-5 лет как минимум в 4 раза повысить производительность труда, обязательно трудоустраивать выпускников вузов и колледжей (не так, как сейчас, – только каждого четвертого), победить коррупцию. России жизненно необходимо стать конкурентоспособной на мировом рынке.
Что касается массового образования – в сущности определяющего то, как мы будем жить дальше, как минимум в ближайшие 3-5 лет, – здесь проблем еще больше. Работодатели публично сигнализируют о массовой нехватке квалифицированных кадров. Однако лишь одна четверть выпускников из общего числа (примерно 1 млн человек в год) находят себе работу по специальности. Работодатели же тратят до полугода на адаптацию выпускника. Современные педагоги даже классифицируют работников по степени роста их квалификации на адаптантов, интерналов, авторитетов, мастеров и наставников (см. материалы VI Российского Международного энергетического форума, Экспоцентр, 25-27 апреля 2018 ). Выделять среди прочих так называемых адаптантов характерно, в первую очередь, из выпускников вузов, а затем вообще из новых работников. На многочисленных форумах докладчики заявляют о «пропасти между методической подготовкой чемпионов World Skills и массовым образованием отрасли». Причем если вузы «стиснуты» ФГОСами, «проверенными» методиками, то для чемпионатов World Skills эти методики разрабатываются на практике лучшими экспертами, в соответствии с западными стандартами: «чемпионы готовят чемпионов». С другой стороны, скопировать чужой способ образования без того, чтобы самому придумать свой, невозможно.
Ведущие поставщики создают в вузах собственные лаборатории, где студент вынужден выбирать именно его продукцию. Однако в работе он будет сталкиваться с продукцией и других поставщиков. Вузы, в свою очередь, вырабатывают у бывших школьников умение самостоятельно учиться. Многие преподаватели убеждены, учитывая опыт развитых стран, что выпускники после устройства на работу обязаны сами «обложиться учебниками».
Среди самих студентов бытует миф о том, что без опыта на работу не берут, а опыт получить негде. Как правило, так успокаивают себя те, кто никогда не пытался сам работать, сам трудоустраиваться, самостоятельно строить свою жизнь, целенаправленно управлять ею. Работодатели же утверждают иначе. Им нужна от будущих работников гарантия того, что вкладываться в данного молодого человека или девушку выгодно: они способны принести прибыть, а не ходить на работу только за зарплатой и «печеньками».
Лидеры российского рынка – ведущие производители, поставщики оборудования и компания ЭТМ сегодня нацелены совместно с вузами и отраслевыми учебными центрами в той или иной степени решать перечисленные проблемы – за счет новых технологий.
Каждый третий участник электротехнического рынка уже пользуется современными средствами согласованной электронной коммерции. В частности, 27 тысяч предприятий России оснащены глобальным бесплатным информационным сервисом iPRO. Легко самостоятельно сравнить его с основными конкурентами («Минимакс», «Руссвет24», «Элевел», «Профсектор»), а также множеством интернет-магазинов, чтобы убедиться в преимуществах iPRO. Он охватывает более миллиона наименований продукции от более 400 поставщиков, предоставляется в любое время и в любом месте, большинство участников – члены ассоциации «Честная позиция». Самый большой каталог в отрасли позволяет мгновенно посчитать спецификацию по ЕСКД, автоматически сформировать заказ самому большому множеству поставщиков, в реальном времени получить смету, отслеживать движение продукции на свой склад, автоматически учесть приход товара, воспользоваться встроенной системой обучения.
Таким образом, iPRO создан как раз для решения указанных выше проблем, но, к сожалению, вузы пока его не преподают и студенты им не пользуются. А инженеры и менеджеры предприятий зачастую используют возможности iPRO очень ограниченно: все равно, что забивать гвозди микроскопом. Выходит, что внедрение любой автоматизации на предприятии невозможно без сопровождающих, а лучше бы предварительных изменений корпоративной культуры.
Существует три цели преподавания основам работы в системах согласованной электронной коммерции с привязкой к жизненному циклу продукции:
Множество специалистов начинают считать игры наилучшей формой среднего образования. В среднем специальном образовании набирают популярность чемпионаты World Skills, AtomSkills, EuroSkills, JuniorSkills и т. д., способные формировать рабочие профессии. Внедрение такого обучения с использованием системного подхода, на реальных системах и средствах, с привязкой к жизненному циклу продукции способно обеспечить конкурентоспособность учебного заведения.
В высшем образовании получают распространение вузовские олимпиады. В основе метода соревнования – формирование мотивации к победе, в конечном счете всегда превалирующей перед стремлением к заработку.
Управляющий компании ЭТМ по взаимодействию с вузами и отраслевыми учебными центрами Игорь Мялковский – перед совещанием с директорами школ ЛЭТИ
Олимпиада «Профиметр» родилась в результате «совместного творчества» кафедры Робототехники и автоматизации производственных систем Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» и компании ЭТМ. Она стала ответом на инициативу Полномочного представителя Президента России в СЗФО Александра Беглова, выраженную в его докладе на очередной встрече в рамках «Точке кипения» (площадка для продвижения инновационных технологий в Санкт-Петербурге – прим. ред.). «Профиметр» получил такое название потому, что он основан на циклическом измерении результатов «профипригодности» участников последовательных конкурсов.
Олимпиада предусматривает проведение четырех конкурсов по заданиям промышленных предприятий и имеет призовой фонд. Предприятия при посредничестве преподавателей формулируют задания в соответствии со своими производственными потребностями. Университет же берет на себя ответственность передать задания средним школам, а перед этим помочь сформулировать эти задания так, чтобы они стали понятны детям. Предполагалось, что школьники, не «отягощенные» ограничениями отраслевого обучения, способны выдать идеи для задач промышленности. Но идеи не равны решениям: от школьников требуется сформировать решения под руководством учителей.
Итак, первый уровень конкурсов организует руководство средних школ. Конкурс предполагается организовывать таким образом, чтобы дать учащимся возможность собраться и размышлять над решениями достаточно долго: настолько, чтобы успеть, как минимум, вписаться в один из предстоящих конкурсов.
Модель сквозного образования на конкурсной основе из 4-х этапов в Олимпиаде «Профиметр»
Комиссия в составе преподавателей университета, школьных учителей и представителей компании ЭТМ периодически организуют конкурс школьных идей и решений. Потенциально реализуемые идеи принимаются и передаются бакалаврам университета для изготовления макетов. Над созданием макетов трудится команда с участием автора идеи – школьника. Кафедра РАПС организует и проводит второй конкурс макетов. Выбранные победители передают свои макеты в магистратуру.
Третий конкурс состоит в исследовании востребованности созданных макетов на рынке отрасли. Магистры проводят исследования решений на реализуемость в промышленном масштабе, по соотношению цена/качество, выполняя экономическое обоснование.
Университет организует четвертый конкурс по завершении магистерских работ Олимпиады. Данный конкурс, по замыслу создателей и организаторов, представляет собой соревнование работодателей, которые являются участниками (инвесторами, членами жюри, заказчиками) всех четырех конкурсов, а также возможными потребителями результатов работ.
Олимпиада «Профиметр» предполагает две модели:
Для мотивации участников важно, чтобы задания действительно отражали реальные потребности производства и были сформулированы по принципу SMART (аббревиатура, используемая в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач: specific, measurable, attainable, relevant, time-bounded – прим. ред.), т.е. были простыми и понятными, а цели – измеримыми, достижимыми (актуальными), реализуемыми в приемлемые сроки.
Последовательность исполнения заказа промышленности соответствует 13 классическим этапам жизненного цикла высокотехнологичного изделия промышленности, начиная от исследования потребности на рынке и заканчивая эксплуатацией, ремонтом и утилизацией. Каждое решение по заданию, начиная от реализации идеи школьником, сопровождается определенным изучением систематического движения продукции по этапам жизненного цикла, который в данном случае является системообразующим.
Все участники олимпиады работают с привязкой к жизненному циклу с целью понимания реально происходящих процессов. При этом они действуют в реальных системах учета движения продукции от производителя к конечному потребителю.
Среди вариантов таких систем выбраны системы отечественных производителей, которые безвозмездно и бессрочно передаются университету: сервис iPRO, САПР nanoCAD «Электро». Для работы со сметами предусмотрена система «ГрандСмета». Для получения доступа к решению на этапах исследования и выбора комплектующих используется мобильное приложение iPRO. Для учета получения заказанных изделий предложено применить систему регламентированного учета «1С:Предприятие». Все перечисленные системы интегрированы, т.е. позволяют обмениваться данными в электронном виде.
За счет единого информационного пространства всех участников жизненного цикла и движения продукции от производителя к конечному потребителю iPRO обеспечивает синергию: резонансное увеличение производительности труда, превышающее суммарную производительность труда участников, работающих каждый по отдельности. Резонанс увеличивается по показательному закону в зависимости от количества участников. Данный эффект стал конкурентным преимуществом компании ЭТМ. Однажды достигнув данного эффекта, его необходимо «почувствовать» и передать новым работникам при приеме их на работу.
Участникам олимпиады можно демонстрировать тендерную деятельность, реальные стадии логистики, реальный выбор комплектующих из множества вариантов. Тем самым обеспечивается необходимый опыт совместной работы в реальной интегрированной системе согласованной электронной коммерции и управления движением продукции от производителя к конечному потребителю.
Приобретение такого опыта решает как минимум четыре проблемы образования, которые вуз не может решить своими силами:
В интересах участников олимпиады - требуются приоритеты:
Интересы всех участников отражены на иллюстрации.
Заинтересованные стороны Олимпиады «Профиметр»
Учащиеся школ и колледжей получают возможность своевременного выбора профессии.
Инвесторы (предприятия промышленности, поставщики, ЭТМ) получают специалистов – выпускников СПбГЭТУ «ЛЭТИ», наиболее подготовленных для решения производственных задач.
Компания ЭТМ, активно участвуя в создании новой системы отечественного сквозного образования, как инвестор и потенциальный наиболее крупный в отрасли работодатель, расширяет возможности достигать своих целей на отраслевом рынке, включая массированное продвижение сервиса iPRO во множество ВУЗов и отраслевых учебных центров.
Кафедры СПбГЭТУ «ЛЭТИ» получают возможность:
Руководство школ и колледжей получает основу для целенаправленного партнерства с вузами, потенциальными работодателями.
Генеральный директор холдинга «Ленполиграфмаш», общественный представитель Агентства стратегических инициатив в Петербурге Кирилл Соловейчик – на конференции «Университет будущего»
Первое постановочное совещание по вопросам организации Олимпиады «Профиметр» состоялось на одной из секций ежегодной конференции «Университет будущего» в «Точке кипения» 30 марта 2018 г. Второе – на кафедре Робототехники и автоматизации производственных систем ЛЭТИ. В совещаниях приняли активное участие представители поставщиков электротехники IEK, Siemens; ЦНИИ РБК, руководители гимназии №70, средней школы №51, ВМА.
Преподавать в условиях конкурса и при этом опираться на систему жизненного цикла высокотехнологичной продукции школьникам и студентам способен человек, искренне заинтересованный в результатах данного проекта на каждом этапе и в трудоустройстве выпускников, как конечном результате данного проекта. Мотивация всех участников достигается, как показывает практика, не столько призовыми фондами, сколько, прежде всего, интересом к делу при достижимой целесообразной и полезной работе в реальных условиях производственной деятельности.
Эффект синергии, достигнутый в жизненном цикле промышленной продукции 400 ведущих поставщиков в 800 городах присутствия компании ЭТМ при работе более, чем с миллионом видов продукции, можно назвать еще и оркестровым эффектом. В оркестре не обязательно каждый солист, но «музыка» такого производственного оркестра звучит тем более гармоничной, чем более участники способны приспособиться друг к другу, работая на значительном удалении друг от друга, в разных часовых поясах.
Преподаватели одной из самых имиджевых кафедр РАПС статусного российского университета потенциально способны отвечать таким критериям отбора. Из исследований, проведенных путем простого анкетирования на ежегодной конференции в Санкт-Петербурге в клубе ИТ-директоров CPb CIO Club и в «Точке кипения», сформировалась своеобразная классификация преподавателей.
Плохим преподавателем студенты и школьники считают того, кто рассказывает и заставляет читать учебник. Хороший преподаватель – тот, который показывает. Выдающимся признали того, кто объясняет и способен дать систематическое представление о предмете исследования.
Однако, по общему мнению, в ходе увлекательной дискуссии существует еще и великий преподаватель. Это тот, с кем повстречавшись один раз, жизнь становится совершенно другой. Она как бы делится на «до» и «после» встречи. Великий человек вдохновляет. Пообщавшись с ним, обязательно хочется стать таким же как он, или даже лучше него, продолжить его труд жизни. Такого Учителя обязательно нужно постараться найти. Он может быть рядом и совсем незаметным.
Есть, однако, важная миссия: ученик должен превзойти великого преподавателя. В этом, вероятно, великий смысл истории человечества и роль человека как вечного ученика.
Авторы статьи
Мялковский Игорь Константинович, член правления клуба ИТ-директоров Санкт-Петербурга, управляющий ЭТМ по взаимодействию с вузами и отраслевыми учебными центрами
Белов Михаил Перович, заведующий кафедрой РАПС СПбГЭТУ «ЛЭТИ», доктор технических наук, профессор