По мнению противников нынешней редакции, закон усиливает монополизацию отрасли. Представители Минсвязи уверяют, что он, наоборот, будет способствовать развитию рыночных отношений в индустрии связи.
Долгая дорога в Думе
Новый вариант главного отраслевого документа разрабатывался Министерством связи почти два года. Весной 2002 года законопроект был согласован с другими ведомствами. После чего проект одобрили в правительстве и направили в Государственную Думу. Первое чтение прошло в конце ноября - за новую редакцию закона проголосовало большинство депутатов. Однако поддержанный в первом чтении законопроект в дальнейшем стал предметом острых дебатов.
Напомним: в январе 2003 года Владимир Путин рекомендовал Думе пересмотреть закон, поскольку Минсвязи, как он считает, чрезмерно концентрирует полномочия в своих руках. Сформированная рабочая группа предложила ряд поправок.
Так, народные избранники предложили передать лицензирование операторской деятельности в ведение министерства экономического развития и торговли РФ, а права по регулированию тарифов на присоединение сетей различных операторов - министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Кроме того, было предложено в рамках президентского указа создать новый орган, который будет осуществлять регулирование радиочастотного спектра. Последний вопрос является одним из наиболее болезненных в сфере связи, особенно для сотовых операторов, которые часто страдают от дефицита частот - вспомнить, например, долгий выход ОАО "ВымпелКом" на рынок Северо-Запада - одним из препятствий было как раз отсутствие частот в диапазоне 900 МГц. Распределение частот является одним из самых действенных административных рычагов воздействия на деятельность связных компаний. Из проекта закона было предложено исключить раздел, который предусматривает создание "резерва универсального обслуживания" (РУО). Предполагалось, что в РУО будут накапливаться отчисления всех операторов связи. Другой исключенный раздел предполагал закрепление за "Ростелекомом" всего входящего международного трафика, включая голос и данные. Позже Закон поступил на рассмотрение комитета Государственной Думы по транспорту и связи, где депутаты разработали компромиссный вариант закона. 25 июня Совет Федерации одобрил новую редакцию закона "О связи", на которой настаивало Минсвязи РФ. За ее принятие проголосовали 97 человек, против - 25, воздержались - 12. 7 июля президент РФ Владимир Путин подписал финальную редакцию закона.
Что он нам несет
"Принятый закон является началом большой работы по совершенствованию всей нормативно-правовой базы. Документ обеспечивает реализацию новых механизмов, отвечающих уровню и реалиям развития рынка. В законе сформулирован целый ряд принципиально новых норм, которые будут способствовать дальнейшей либерализации рынка, придадут значительный импульс развитию всей отрасли, повысят ее инвестиционную привлекательность. Закон обеспечит сбалансированность интересов населения, операторских компаний и государства в вопросах развития связи в России", - уверил СМИ первый заместитель министра связи Борис Антонюк после принятия закона.
Закон устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на территориях, находящихся под юрисдикцией России, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности.
В законе, в частности прописан статус технологических сетей связи, "которые могут иметь присоединение к технологическим сетям связи зарубежных компаний только для обеспечения единого цикла".
Одно из главных нововведений - новым законом предусматривается создание резерва универсального обслуживания, в финансировании которого будут принимать участие все российские операторы связи. Взносы, размер которых законом не определен, ожидаются на уровне 1% от выручки. С помощью такого резерва предполагается поддерживать развитие и оказание услуг связи на убыточных территориях. Ожидается, что основными получателями средств резерва станут базовые операторы связи. При этом расходование средств данного резерва пойдет исключительно на компенсацию операционных убытков операторов от текущей деятельности по оказанию услуг по тарифам ниже себестоимости.
Другое важное новшество - базовые операторы фиксированной связи теперь обязаны публично объявлять условия присоединения к своим сетям и предлагать своим клиентам выбор между системой повременного учета и фиксированной абонентской платы для расчетов за услуги телефонной связи.
Кроме того, наконец-то было решено, что споры между операторами связи по вопросам заключения договоров о присоединении рассматриваются в судебном порядке. Согласно документу, правительство определяет порядок распределения и использования ресурсов единой сети электросвязи РФ. Процедура лицензирования деятельности в области связи предусматривает судебный порядок аннулирования лицензий.
Также впервые в федеральном законе прописана платность радиочастотного спектра. Раньше она была закреплена подзаконными актами.
В закон включен достаточно большой социальный блок. В нем введена глава "Универсальные услуги связи", в соответствии с которой в каждом населенном пункте должен быть установлен как минимум один таксофон, а там, где проживают не менее 500 человек, организован как минимум один пункт коллективного доступа к сети Интернет (деньги на это пойдут из РУО). Оплата местных телефонных соединений может производиться по выбору абонента-гражданина с применением либо абонентской, либо повременной системы оплаты.
Есть ряд и других, не менее приятных для населения частностей. Например, что касается переоформления телефона: когда человек либо получает квартиру, либо переезжает в другое место, то согласно новому закону, в этих случаях он имеет право сохранить свой номер телефона.
Уже в действии
Практически сразу после подписания закона президентом Министерство связи и информатизации разослало в регионы письма с просьбой рассчитать затраты, необходимые для предоставления универсальных услуг. Это нужно для уточнения суммы обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания. Так называемый универсальный оператор, который и будет предоставлять услуги в отдаленных районах, будет определяться на конкурсной основе. В случае отсутствия конкурсных заявок им станет самый крупный в регионе оператор связи.