Идея комплексных услуг, когда одна розетка обеспечивает доступ в интернет, телефонию, телетрансляцию и т. д. — пока нова для среднестатистического петербуржца. Если в Москве и Подмосковье этим занимаются несколько операторов, в том числе и такой крупный, как «МТУ-Информ» (входит в состав недавно образованной компании «Комстар Объединенные Телесистемы»), то в Северной столице такой бизнес развивался вяло. Причины очевидны — оказание комплексных услуг требует больших инвестиций, а петербургский рынок гораздо меньше, чем московский. Еще одно препятствие — нежелание застройщиков или владельцев зданий сотрудничать с операторами.
Легкий старт
Тем не менее первые попытки освоить данный рынок были предприняты несколько лет назад. Правда, тогда никто из крупных операторов об этом не помышлял — жилыми домами попробовали заняться компании, ведущие альтернативный связной бизнес — операторы кабельного ТВ («Теликс», «П.А.К.Т.», «Катрина»), фирмы, строящие сети районного масштаба («Матрикс», ЦИТ «Домашние сети»). Особняком стоит «Квантум», который подключает дома по радиоканалам. Кроме того, на рынок вышли мелкие игроки, перепродающие услуги других операторов, например, интернет-доступ по технологии ADSL от провайдера «Вэб Плас».
Сейчас рынок начинают осваивать крупные телекоммуникационные операторы («ПетерСтар», «Голден Телеком», «Петербург Транзит Телеком» (ПТТ), «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), который помимо обычной телефонизации стал предлагать жильцам комплексные услуги, и т. д.).
Тяжелая артиллерия
Из петербургских операторов, готовых всерьез заняться этими технологиями, можно выделить «Петербург Транзит Телеком» (ПТТ) (ее проект «Линия 1»), СЗТ и «ПетерСтар». У последней компании есть ряд особенностей — по договоренности с городом ей передано обслуживание жилых домов на Васильевском острове, но пока она предоставляет здесь только классические телефонные услуги. По мнению представителей «ПетерСтар», рынок еще не дозрел до комплексных услуг.
Организатор проекта «Линия 1», стартовавшего зимой прошлого года, — «Петербург Транзит Телеком», известный ранее как оператор для операторов (предоставлял каналы связи телекоммуникационным компаниям). Изначально планировалось, что в рамках «Линии 1» будет проводиться исключительно телефонизация новостроек. Однако теперь компания готова предоставлять «тройную услугу»: телефон, высокоскоростной выделенный доступ в интернет (со скоростью до 100 Мбит/с) и цифровое телевидение (технология TV over IP). В апреле было телефонизировано первое здание, а сейчас началось подключение абонентов еще в пяти домах в Приморском и Красносельском районах (общее количество квартир — 1,5 тыс.). Тарифы на телефонию у ПТТ такие же, как у СЗТ, на допуслуги — устанавливаются самостоятельно в зависимости от рыночной ситуации.
СЗТ объявил о намерении взяться за массовое подключение домов по технологии HomePNA еще два года назад, однако до недавнего времени это направление активно не развивалось. Но, как известно, недавно команда нового гендиректора СЗТ Сергея Кузнецова провозгласила курс на увеличение доли допуслуг в составе выручки компании, так что вскоре можно ожидать изменений.
Другие операторы, например, «Голден Телеком», ограничились несколькими элитными домами. Для них это не профильный вид бизнеса, и его пока изучают. Основная проблема в том, что комплексное подключение жилых домов к телекоммуникационным услугам тесно связано с их телефонизацией. Сейчас, по официальным данным, в городе 60 тыс. очередников. Из них 25% (15 тыс.) — в новостройках. Таким образом, большая часть очередников проживает в уже телефонизированных домах, где телефон нужен лишь нескольким жильцам. Понятно, что в последнем случае организовать такую услугу может только крупный городской оператор, специализирующийся на обслуживании населения, — в Петербурге это «Северо-Западный Телеком». Частному оператору затраты на прокладывание линии и т. д. не по силам, тем более что возврат таких инвестиций при существующих тарифах, установленных государством, вообще под вопросом.
В новостройках ситуация иная, там можно проводить комплексное подключение домов, что пропорционально снижает финансовую нагрузку. Однако большинство коммерческих операторов не могут этим заниматься — требуется другая модель бизнеса, отличная от той, которая используется на корпоративном рынке.
Московский игрок
На петербургский рынок в течение года-двух может выйти новый мощный игрок — столичный холдинг «Система Телеком» в лице своих дочерних компаний «Комстар Объединенные ТелеСистемы» и «Система Масс-Медиа». Первая недавно образована на базе трех операторов, входящих в «Систему Телеком». Сейчас она является крупнейшим частным оператором связи в России и готова осваивать региональные рынки. «Система Масс-Медиа», предоставляющая мультимедийные услуги, тоже присматривается к регионам и не исключает приобретения местных активов. Можно смело предполагать, что в списках московских компаний рынок Петербурга стоит на одном из первых мест.
Комментарии
Коммерческий директор ЗАО «ПТТ» Антон Колпаков:
- Проект «Линия 1», запущенный в начале 2004 года, призван, в первую очередь, решить проблему телефонизации строящегося жилья. По статистике, ежегодные темпы прироста количества новых квартир составляют не менее 20 тыс. Нам интересен рынок как элитного, так и жилья для среднего класса. В рамках проекта мы развиваем не только цифровую телефонную связь, но и высокоскоростной доступ в интернет, цифровое телевидение (по технологии TV over IP). Все это доставляется в квартиру по одному каналу. Сеть компании включает 7 транзитных коммутаторов, 11 АТМ-коммутаторов, 7 серверов доступа. С городской телефонной сетью ПТТ связывают более 3 тыс. трактов по 2 Мбит/с. Протяженность волоконно-оптической сети ПТТ составляет более 400 км. Планируемая номерная емкость проекта «Линия 1» — 100 тысяч.
Руководитель отдела маркетинга компании «ПетерСтар» Ян Столяр:
- Первое время маркетинговая стратегия «ПетерСтар» ориентировалась на массовые подключения, в том числе и частных лиц (оператор с 1997 года обслуживает жилые дома на Васильевском острове). Сейчас работа компании перестраивается, и основной критерий сегодня не количество, а качество подключений, уровень предоставления услуг, разнообразие предложений. Теперь клиентам требуются мультисервисные решения — объединение в одном пакете телефонных каналов и высокоскоростного доступа в интернет. Однако, по нашим оценкам, в сегменте жилых домов потребность в комплексных решениях сформируется не ранее чем через два года. Предвидя эту перспективу, мы начали в прошлом году внедрять новые технологии — DPT, PON, MPLS. В будущем они позволят нам выйти на рынок жилых домов с услугами телефонной связи и широкополосного доступа в интернет (включая телетрансляции по сети интернет).
Сейчас мы располагаем свободной номерной емкостью около 30 тыс., которая будет использована большей частью для подключения бизнес-абонентов. С приобретением акций ОАО «Псковская городская телефонная сеть» к компании переходит клиентская база в 56 тыс. телефонных линий, более 45 тыс. из них — домашние абоненты. Таким образом, то количество домашних абонентов, которое пользуется услугами «ПетерСтар» сегодня, позволяет нам говорить о сохранении своей доли в сегменте жилых домов.