Почта России: нет места инновациям

Наша отечественная Почта России крайне активно радует меня своей “новационностью”. Вот недавно, в прошлом году, активно запущен сервис отслеживания отправлений по России. Через интернет, что для Почты – новация на уровне полета на Луну. Чудесно. Но даже это не спасает от того, что письма 1 класса (локальная ускоренная почта с отдельными сроками обработки корреспонденции) хотя по столице больше 40 дней, а между крупными городами федеральных округов – около месяца.

Но ведь базовая услуга не так важна, как мы понимаем – никак Почту России не объехать любителям отправлять документы в суды, государственные органы власти или налоговую инспекцию: здесь везде магические штампы о датах отправления уважают. Да и филиальная сеть российского монстрика-монополиста позволяет влегкую “делать” в конкурентной борьбе любую частную службу доставки, которые “ютятся” на рынках крупных городов страны.

Новаций за последнее время на Почте России не счесть – если пособирать внимательно, можно накопать целый список. Ну вот, к примеру, повсеместный доступ в Сеть интернет, к примеру. Его еще прошлый министр г-н Рейман активно пропагандировал. Киберпочта, ага :) В крупных городах выглядит это чудо еще куда не шло – пара скучающих компьютеров и канал по скорости напоминающий модемный. Я даже несколько раз видел, как там сидят пользователи и медленно что-то ковыряют с помощью разбитой клавиатуры и мышки: локальным спросом как-то да пользуется. Но если зайти в какое-нибудь тихое почтовое отделение в регионе, мы найдем от полноценной рабочей станции только какой-нибудь блок (к примеру, монитор), принтер работать не будет (катриджа нет с прошлого года), центральный блок перетащили на замену базовых компьютеров почты (типичная история – что-то сломалось, а замены нет), ну и доступа в Интернет не предвидится, ибо канал настолько слабый и “дохлый”, что его хватает только для передачи своей информации. Профанация по сути, а место занимает, обслуживания требует.

Оплата коммунальных платежей, явно в пику Сбербанку, стало почти последним камнем, который “добил” эффективность работы небольших и средних почтовых отделений. Небольшая комиссия – это еще ладно, но когда очередь людей преклонного возраста выстраивается не только за пенсией (преведдд, пластиковые карты!), но и по оплате “коммуналки”, то прием/выдача корреспонденции просто блокируются. Социальная функция выполняется – но какой ценой? Я не сильно люблю Сбербанк, но их идея выставить в торговый зал многих, даже небольших отделений, консультанта и пару терминалов для самостоятельной оплаты платежей ЖКХ как наличными, так и банковской картой – хорошая идея. Почте России есть чему поучится – при том, что, обычно, площади для размещения минимум одной “электронной тумбы” у них бы хватило. А сотрудников бы разгрузило от непрофильной работы. При сохранении той же самой нормы прибыли. Надо только начальные инвестиции осуществить, да ПО на рынке купить более-менее разумное по пользовательскому интерфейсу.

Еще одна чудесная “новация” – торговля многочисленными электронными товарами, которые, по идее, должны находить массовый спрос. В основном, речь идет про недорогие мобильники и USB-модемы. Все – только и исключительно коробочные решения, ибо надеяться на то, Что сотрудники почты будут о чем-то консультировать клиентов – это надо быть очень наивным, своих дел хватает и никакие тренинги по мотивации и эффективным продажам на них просто не действуют. Такая особая категория людей :) Даже от продажи контрактов мобильной связи на почте не то, чтобы отказались (во многих населенных пунктах это единственная приличная торговая точка в принципе), но смотрят весьма спокойно: есть этот канал только для “галочки”.

Возможно, руководству Почты России стоит сосредоточится на своем основном деле – а именно организации нормальной доставки почтовых отправлений? Ремонт во многих отделениях страны проведен, но автоматизация до сих пор на предельно низком уровне. Ну как вам, к примеру, невозможность оплатить услуги с помощью пластиковой карты? Или тот факт, что переводы между соседними регионами идут несколько дней? Как будто нет единой информационной системы, которая могла бы организовать этот сервис за минуты – справляются же многочисленные Мгом, Contact, WesternUnion и т.д. До сих пор у Почты России нет шлюза по обмену информацией о трекинг-номерах посылок с почтовыми службами США и Китая: теми странами, откуда в Россию идет наибольший поток торговых почтовых отправлений для частных пользователей. Я уж не говорю о каких-то сервисах личного уведомления, как SMS о доставке посылки, перевода, заказного письма: об этом до сих пор надо узнавать из бумажных “повесток”.

Все это вместе взятое приводит к тому, что продвинутые пользователи от услуг этой компании отказываются – к примеру, я уже давно не выписываю никакую периодику, отправляю переводы безналом, закрыл я и свой абонентский ящик, который был у меня на почте больше 10 лет. Единственное, что утомляет – это необходимость тратить много времени на ожидание в очереди, когда надо забрать посылку с товаром, купленным через Ebay.

Тематики:

Ключевые слова: фиксированная связь, рынок фиксированной связи, тарифы фиксированной связи