Напомним, что биометрия – далеко не инновационная технология, особенно если учитывать зарубежный опыт ее применения: китайский, например. В России же Единая биометрическая система (ЕБС) была запущена компанией «Ростелеком» по инициативе Минкомсвязи России и Центрального Банка РФ еще в 2018 году. Первую демонстрацию ее возможностей оператор провел в Петербурге в июне 2018 года совместно с «Почта Банком». Все подробности о ЕБС можно узнать из ИТ-класса ICT-Online.ru.
Очевидно, что в банковской отрасли биометрические технологии оказались особенно востребованными, и кредитные организации, к тому же при сильном давлении регулятора, достаточно быстро их освоили. Но не менее очевидно, что биометрия скоро будет пользоваться спросом в других отраслях B2C бизнеса, связанных с оплатой товаров и услуг (эквайрингом): ритейл, HoReCa и других. Если говорить непосредственно о ритейле – торговые сети активно модернизируются по модели «Магазин 4.0», тестируют различные ИТ-технологии, от видеоаналитики и персонализированного сервиса до касс без кассиров. Биометрия в перспективе позволит магазинам еще больше оптимизировать процесс обслуживания клиентов. Оплата через ЕБС, посредством считывания камерой биометрических данных, позволит сократить этот процесс в несколько раз, по сравнению с бесконтактной банковской картой.
Но не только это важно для ритейлеров. Интеграция ЕБС с другими информационными системами позволит им упростить сбор данных о посетителях, разработать более персонализированные программы лояльности и рекламные активности. И, конечно же, не стоит забывать о физической и информационной безопасности.
Одним из первых планирует внедрить биометрический эквайринг ВТБ: это произойдет в середине 2020 года. Сейчас банк совместно с «Ростелекомом» тестирует процедуру покупки с помощью биометрии в сети магазинов «Лента». Кроме того, прорабатывается возможность применения идентификации физических лиц при проходе на ВТБ Арену.
«В рамках единой биометрической платформы ВТБ планирует использовать различные виды сбора и использования биометрических слепков. Уже сейчас с согласия клиента мы собираем его голос и используем для последующей верификации в контактном центре. В итоге повышается безопасность осуществления операций и сокращается время обслуживания. В 2020 г. будет запущен сервис по сбору биометрических слепков лица и голоса в мобильном приложении, появятся банкоматы с использованием технологии распознавания лиц, мы планируем узнавать наших клиентов по лицу в мобильном приложении, а в отделениях обслуживать без паспорта. Биометрическая верификация будет использоваться во всех каналах банка», – сообщил порталу ICT-Online.ru руководитель департамента цифрового бизнеса – старший вице-президент ВТБ Никита Чугунов. «Банк ВТБ реализовал единую биометрическую платформу совместно с Ростелеком, таким образом все собираемые биометрические образцы клиентов банка попадают в ЕБС. Создание совместной системы позволило обеспечить высокую безопасность хранения и применения биометрии для клиентов ВТБ», – добавил он.
Помимо ВТБ, известен интерес других банков к биометрическому эквайрингу: в частности, «Промсвязьбанка» и банка «Ак Барс». Мы уже писали о пилотном проекте «Ростелекома» и банка «Русский Стандарт» в сети кофеен CoffeeBean. Кроме того, «Тинькофф Банк» и Сбербанк начали тестировать биометрические банкоматы.
Однако не всё так просто. Существует как минимум два фактора, сдерживающих развитие биометрии в ритейле. Первый – это, безусловно, высокая стоимость технологии. Сегодня даже банки по финансовым соображениям не готовы устанавливать в некоторых своих региональных офисах дорогостоящие видеокамеры. Кроме того, за каждую биометрическую верификацию клиента банк платит комиссионные оператору ЕБС. Оснащение всех торговых точек необходимым оборудованием влетит ритейлерам в копеечку, и потому стоит ожидать, что после пилотных проектов – пусть даже успешных – экспансия биометрии в ритейле будет далеко не лавинообразной и ограничится несколькими флагманскими магазинами в крупных городах.
Не менее существенный фактор – консервативность покупателей. Ритейлеры потратят много времени и сил, чтобы доказать людям удобство и безопасность новой технологии. Эта игра с лицом и голосом определенно будет вдолгую.