«Недавно я с гордостью рассказывал знакомому, какой грандиозный проект АПК «Безопасный город» мы реализовали: охватили практически все районы Петербурга, установили более 15 тысяч камер! В ответ услышал: а в чем, собственно, был вызов-то? Привинтил камеру, подключил, она передает информацию… – рассказывает технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком» Алексей Никитин. – Я объяснил, что у комплекса существует заказчик – ГМЦ (Городской мониторинговый центр – прим. ред.), у которого собственный структурированный архив в облаке. А облако, в свою очередь, – это система конкретных, физических муфт, кабелей, разъемов, патч-панелей, коммутаторов, маршрутизаторов, серверов… Когда знакомый узнал о том, как изображение доставляется от камеры на фасаде до ГМЦ, он был очень удивлен – просто потому, что никогда об этом не задумывался».
Действительно, сегодня, чтобы просто пользоваться сетью Интернет или смотреть IPTV, необязательно знать, что такое домен или IP-адрес и как световой сигнал преобразуется в электрический, а затем – в телевизионную картинку. Но чем больше мы погружаемся в цифровой мир, тем более актуальными и повседневными становятся эти сведения, приобретая характер хрестоматийных. Ведь если не отличать специфику мобильной связи от фиксированной, оптики от меди, аналоговой телефонии от цифровой, жить становится всё труднее. Вот, к примеру, из последних событий: у многих людей старшего поколения округляются от ужаса глаза, когда они слышат об отмене аналогового телевизионного вещания. А неизвестное, как мы знаем, отпугивает. Что делать? И где граница, отделяющая объем знаний, необходимый для адекватного осознания современной картины мира, – от сфер «высшего порядка», куда соваться не стоит?
Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»
«Популяризация новых технологий – задача, решать которую должны отраслевые ассоциации при поддержке государства, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Леонид Делицын. – Для операторов полезным результатом будет повышение престижа профессии «о которой все говорят» – она поможет им решить вопрос с молодыми квалифицированными кадрами. В настоящее время глобальное разделение труда, в общем-то, уже сложилось. Создатели новых технологий идейно и физически перемещаются в Силиконовую Долину, где считается, что программистом Google быть более модно, чем директором департамента ведомства, а вузовский конкурс на инженерные факультеты не столь драматически уступает конкурсу по специальности «государственное управление». У нас кипят споры, в ходе которых одни политкорректно настаивают, что «утечка мозгов» прекратилась, а другие – что надо ввести послевузовское распределение и обязательную отработку на производстве для тех, кто навострил лыжи в Долину. Для развития цифровой экономики популяризация профессий программиста, инженера, учёного, безусловно, необходима – принадлежность к этим профессиям должна символизировать успех.
Правда, тут есть парадокс. Для реализации подобных проектов логично нанять профессионалов, то есть какое-нибудь коммуникационное агентство. Профессионалы, изучив вопрос, немедленно сделают вывод, что для широких народных масс тему надо изложить доступно, без излишних подробностей. С вопроса о том, как что устроено, акцент следует перенести на то, что это даёт потребителю. Ну а дальше достаточно открыть одну из популярных книжек о том, что такое облака или Интернет вещей. Читать их очень скучно, потому что даже обывателю прекрасно известно почти всё, что там написано».
С одной стороны, такой подход – упор на практическое применение технологий – безусловно верен. Однако здесь можно сделать две оговорки. Во-первых, как признают сами эксперты, про все эти юзкейсы обывателям достаточно убедительно преподносят и по телевизору, и в рекламе. Во-вторых, знание ответа на вопрос «что?» не исключает интереса к другому вопросу: «как?» И даже подогревает этот интерес.
Алексей Никитин, технический директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ПАО «Ростелеком»
Возможно, более глубокое знание технологических процессов в ИТ и телекоме помогло бы в организации не только быта, но и жизненно важных бизнес-процессах. «Мы строим цифровой мир – но задумаемся, что это значит для клиента? Недавно в одном из поселков Ленобласти люди остались без хлеба. Поставщики продукции попросту отказались от заказа у производителей по телефону – только через онлайн-платформу. А тут – снегопад, перебои электроснабжения, не работает вообще никакая связь… Инфраструктура сегодня становится настолько критичной, что напрямую сказывается на конечном потребителе – например, на доставку хлеба. Поэтому у нас есть определенный запрос от людей, которые не занимаются связью, – о том, как происходит доставка цифрового контента до платформ, которые изменили нашу жизнь», – уверен Алексей Никитин.
Вспомним популярный мем из видео, в котором жительницы какого-то села протестуют против прокладки кабеля: «Он нам на..й не нужОн, интернет ваш!» Что это, как ни результат «дремучести» населения? Как объяснить, что без современных средств связи и телевизор-то в их глубинке скоро перестанет ловить?
«Новые поколения пользователей информационных технологий начинают знакомство со смартфонами и планшетами в возрасте трёх лет. И знают про них гораздо больше взрослых. Про умные счётчики потребления горячей и холодной воды им, к счастью, пока знать совсем неинтересно, а про облака объяснять уже не нужно. Про то, как зарядить смартфон в вагоне метро, они узнают от друзей. Поэтому просветительская деятельность по поводу облаков и IPTV должна быть адресована скорее старшим поколениям. А для них, в силу хронического дефицита времени, может быть полезным и подход, при котором расскажут, зачем это нужно, и как с помощью этих технологий сэкономить», – продолжает Леонид Делицын.
Деятельность «Ростелекома» по устранению цифрового неравенства, развитие сервисов Электронного Правительства и банковского маркетплейса (вкупе с биометрией) – достаточно весомый стимул для населения изучить основы цифровой грамотности. Весомый – но не окончательный. Мы уже писали о том, что, если телеком-бизнес будет по-прежнему насыщать технологиями только мегаполисы, – страну ожидает новое, более патологическое «цифровое неравенство 2.0». Ведь такие истории, как раздача Wi-Fi друзьям через смартфон с помощью хот-спота, – скорее, исключение, чем повсеместная практика. Обучение населения новым технологиям должно сопровождаться ковровым распространением этих технологий – иначе все усилия будут напрасны.
Ну, допустим, работать в Интернете, подключаться к Wi-Fi и т. д. мы умеем. То есть как минимум нам обеспечено будущее, ярко проиллюстрированное в мультфильме «Валли». Остается острый и неудобный вопрос «как». И дело не только в «престиже профессии» (хотя и во многом в этом): вероятно, взаимодействие с машинами очень скоро нам всем придется вести на их языке.
Даниэль Орлов, литератор, издатель, член Союза писателей Санкт-Петербурга
Вот мнение писателя Даниэля Орлова:
«Я много лет был главным редактором всевозможных журналов, посвящённых высоким технологиям как пользовательского рынка, так и рынка высокопроизводительных систем. Двадцать лет назад я спросил Евгения Рудомётова, обозревателя нашего журнала: «Какими будут компьютеры через двадцать лет?» Он ответил коротко: «Страшными». Двадцать лет прошло, и человечество находится в полушаге от того, что Искуственный Интеллект, Deep Learning вкупе с Big Data лишат его самого права быть доминирующим видом. И выбор будет между «властью малой верхушки» и просто «властью машин». Каждый год пропадают профессии, каждый год человечество лишается миллионов рабочих мест. Уже почти не востребованы верстальщики, бухгалтеры, корректоры, завтра пропадут таксисты, авиадиспетчеры, юристы и врачи. И это не фантазии, а прогнозы отрасли HPC. И человечеству надо не проводить ликбез про удобство цифрового мира, а проводить ликбез про его вред и опасность. «Умный город», «умный дом» и прочие «умные» решения готовят инфраструктуру не для человека. Человеку в этой вселенной места не останется.
Потому пора всерьёз заниматься глобальными социальными и этическими проблемами, даже путём некоторой радикализации. Возможно, что паллиативных методов просто нет. Время ушло».
Думается, нам очень повезло, что «технологический прогресс», который так красиво описывают фанатичные диджитал-евангелисты, – мир, наполненный чат-ботами, дронами, беспилотными автомобилями и прочими M2M-устройствами, – тормозит из-за различных объективных факторов: законодательных в том числе. Несколько лет еще у нас есть, чтобы изменить парадигму и научиться не только применять технологии, но и в каком-то смысле противостоять им, составлять конкуренцию машинам.
Начать стоит с малого: просто задуматься об этом.
Бизнесу – развивать социально-ориентированную сферу, сотрудничать с операторами связи. Отрадно видеть, что многое в этом направлении уже делается, появляется инфраструктура, образуется экосистема производителей качественных оборудования и ПО. От государства требуется чуть больше: переходить уже от слов, от заседаний разнообразных комитетов и подкомитетов, от составления «дорожных карт» Цифровой Экономики – к реальным делам.