На тему «Как грамотно распланировать рабочий день на удаленке» написаны тысячи рекомендаций и целых корпоративных методик. При всём этом (а скорее – независимо от этого) существует как множество примеров снижения эффективности труда на удаленке, так и множество примеров, когда сотрудники добивались гораздо большей производительности из дома. Факторов, влияющих на эти показатели, множество: психологические, профессиональные, организационные, правовые, технические.
К психологическим факторам, к примеру, можно отнести тип личности работника. Вероятно, интроверту в физическом отрыве от коллектива будет работать комфортнее, чем экстраверту, привыкшему к тесному живому общению с коллегами. Отдельно стоит рассматривать руководителей высшего звена, которые ранее могли давать распоряжения подчиненным и контролировать их очно, а теперь приходится использовать для этого ВКС, мобильную связь и различные виды отчетности.
Представителям различных профессий также адаптация к удаленке дается по-разному. Например, разработчики, программисты, сотрудники отделов продаж, юристы, журналисты, представители творческих профессий – могли и не заметить переезд из офиса на домашнюю работу. (Программисты и журналисты вообще не всегда замечают смену локации, знаете ли.)
К организационным факторам относятся, скажем, наличие в квартире помещения для работы и проработка алгоритма обратной связи сотрудника, а к техническим - оснащение необходимым для работы оборудованием (ПК, офисная техника, веб-камера) и средствами связи (скоростной интернет-канал).
По сути, для того, чтобы сохранить рабочий ресурс и грамотно спланировать день, нужно понимать, что работа из дома функционально ничем не отличается от работы из офиса. Это означает, что сотрудник так же должен обеспечивать оптимальную работу всех бизнес-процессов компании, как и раньше. Скорее всего, ему необходима не какая-то дополнительная программа, а оценка своей роли в компании, инвентаризация и составление перечня актуальных бизнес-задач – своеобразный чек-лист.
Сотруднику необходимо четко обсудить с руководителем сферу своих обязанностей, список ежедневных задач и формы отчетности, согласно трудовому договору или другой форме отношений, принятой в компании. В первые 2-3 недели на удаленке станет ясно, насколько сотрудник выполняет этот план, какие возникают трудности и как можно их устранить.
Единственный эффективный способ оценки – насколько качественные и количественные показатели бизнес-процессов повысились, снизились или остались на том же уровне. К ним относятся количество обработанных документов, заключенных сделок, единиц текста и любые другие показатели. Поскольку у сотрудников, как правило, сохраняется доступ к корпоративным ИТ-системам (например, системе управления проектами, CRM, другим учетным системам), руководитель может воспользоваться отчетностью, которую предоставляет это ПО. Также распространены 1) отчеты о проделанной работе в виде совещаний по ВКС, 2) ежедневные отчеты в виде Excel-таблиц или заполненных чек-листов в Word.
Очень не рекомендуются радикальные меры контроля – например, постоянно включенная веб-камера или что-то подобное. Даже с юридической точки зрения это не совсем правильное решение, не говоря уже о моральной стороне.
В первое время после перехода на удаленку руководителю стоит учитывать неизбежную потерю эффективности работы персонала. Каждому сотруднику необходимо адаптироваться на новом месте, подключить и настроить необходимый софт, возможно – сменить интернет-провайдера или купить недостающее оборудование (веб-камеру, гарнитуру, МФУ). Необходимо также перестроить взаимоотношения с семьей - например, убедить детей, что «родитель дома» не означает «родитель доступен».
Как и домашнее обучение, домашняя или гибридная работа для многих из нас – вопрос времени. Мы уже получили хороший пинок для того, чтобы подготовиться к ней как можно тщательнее. Следующая задача – прокачивать и модернизировать эти скиллы.