Казалось бы, знакомая картинка – даже если у вас обоснованно просят документы стражи правопорядка, то «пробить по базам» мгновенно вас невозможно. Если только стационарный пост оснащен компьютерами. Если нет – придется ехать к тому месту, где он есть или долго и муторно диктовать номер автомобиля или номер ВУ по телефону или рации. И ждать ответов от сотрудников, которые сидят перед компьютерами. Причем у тех и своих дел хватает, поэтому уложиться в регламентированные на это 15 минут практически нереально. Наличие носимых компьютерных устройств, подготовленных для этой задачи должным образом, позволяет изменить эту ситуацию в корне, если, конечно, все будет работать, как необходимо.
Что предлагается по сути? Ведь не секрет, что тестовые проекты по автоматизации деятельности патрулей и нарядов сотрудников МВД уже реализовывались несколько лет подряд не только в столице. Конечно, до сотрудников полиции, которые ведут себя вежливо, общаются исключительно по инструкции и вместе с этим оснащены громадным количеством работающих технических средств, которые эффективно автоматизируют их деятельность, мы пока не доживем :) Но увидеть хотя бы локальные улучшения – вполне реально.
Судя по всему, если верить словам начальника управления ГИБДД по Подмосковью г-на Сергеева, внедрение новых технологий в работу сотрудников ГИБДД «это не дань моде, а обоснованное решение». Надеюсь, что так. Теперь кроме рации в каждом экипаже подмосковных автоинспекторов будет еще и противоударный интернет-планшет, подключенный к сети Интернет, с помощью которого можно будет мгновенно проверить информацию о любом предъявленном ВУ, «пробить» водителя на наличие штрафов, проверить машину на угон по госномеру или по VIN. Однако автоматизация на этом и закончится – к сожалению, составлять протокол придется от руки на бумаге: нет еще должным образом оформленных приказов МВД, которые бы разрешали этот процесс автоматизировать :)
Чем же реально поможет такое устройство? Вполне возможно, что с его помощь, как только оно должным образом будет зарегистрировано и сертифицировано, можно будет проводить видеосъемку любого своего общения с водителями, а также фотографировать и пересылать снимки с места ДТП в дежурную часть управления ГИБДД. Насчет того, сможет ли это «наиболее эффективно скорректировать работу экстренных служб», большой вопрос, у нас нет пока работающих центров 112, которые бы этой координацией могли заниматься. А эти самые снимки в дежурной части еще должны уметь принимать и должным образом оформлять для приложения к административному или уголовному делу. Хотя страховые компании, полагаю, нововведению будут весьма рады – судя по всему, «при каждой аварии будет вестись фотосъемка расположения автомобилей с автоматической спутниковой привязкой их координат». Привязка, ясное дело, будет официально с помощью Глонасс. Но на практике планшетки будут явно иностранного производства, да еще и полученные в обычном магазине и доработанные с помощью «придворного интегратора», так что работать там будет GPS.
Самое интересное – те каналы связи, которые будут использованы для работы этих устройств. По сути, сами интернет-планшетики будут пустыми – там будет стоять только оболочка для запроса данных, сами же базы данных сохраняться там не будут. Их запросы будут отправляться в региональные зональные информационные центры МВД РФ, откуда и будут получать ответы. В идеале, в очень большом идеале, все это будет проходить в режиме реального времени. Особенно больших объемов данных прокачиваться там не будет, поэтому хватит и EDGE, хотя желателен, конечно, 3G. Но на трассах, к сожалению, это покрытие у операторов «большой тройки» у нас отсутствует :)
У таких устройств (точнее, у их SIM-карт), конечно, будет приоритет по трафику перед «обычными» абонентами, здесь даже спорить не о чем. Но их информация не будет уходить в Сеть – работать они будут только по VPN напрямую со своими ЦОДами. То есть оператору услуги придется строить защищенные шлюзы с такими системами. Хотя, думаю, если тендер выиграет «МегаФон», ему ничего строить не придется – все оборудование для этого у него есть от услуги «Конфиденциальная сотовая связь».
Остается только понять, смогут ли доблестные офицеры дорожной полиции использовать это «железо» действительно по прямому назначению. Как думаете?