Инновации – переросшие, прорастающие или планирующие вырасти в полноценный бизнес – есть не что иное, как стартапы. А без бизнеса новые идеи – это и не инновации (что же тогда мы будем оптимизировать, делать эффективнее, разрабатывать и развивать?). Так что, где стартапы – там и инновации. И наоборот.
Поисковик нашего ресурса spbIT.ru на данный момент выдаёт 279 публикаций, в которых присутствует слово «инновации» или «инновационный» (теперь, впрочем, их количество увеличилось на одну редакторскую колонку). А ведь если ещё по падежам просклонять… Частота употребления этих терминов растёт с каждым годом (первые «инновационные» новости на spbIT начали выходить сразу после появления портала в 2004 году). Слово «стартап», если верить нашей же поисковой системе, встречается на сайте в 106 материалах. Причём количество таких публикаций за первые два года существования ресурса можно пересчитать буквально на пальцах одной руки (четырёхпалого существа, если быть совсем точной). Для 2006 года понадобится уже двурукое человекообразное без одного пальца. А вот далее нам пришлось бы искать монстра с 93 пальцами на всех конечностях. Прогрессия эта даже не геометрическая.
Раз уж мы так привязались к этим инновациям, для полного понимания пригодится определение из современного экономического словаря (онлайн-версии):
ИННОВАЦИИ – нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности.
Есть и отличное от этого мнение, сформировавшееся у одного ежедневно и непосредственно сталкивающегося с инновациями героя многих наших репортажей, который считает, что инновации – это вовсе не нечто новое и неизведанное, вдруг дающее нам фору в гонке соревнующихся бизнесов. Инновации, по мнению упомянутого господина, – это уже проверенные, но вовремя внедрённые технологии, при использовании которых главным фактором успешности и инновационности их применения является способность внедрить сии решения как можно раньше, чем это сделают конкуренты. То есть инновации – это даже не технологии. Это принцип мышления, готовность быстро реагировать на любые изменения окружающей среды.
С другой стороны, инновациями по приведённому нами определению считаются нововведения в области любых технологий. В том числе, например, и в сфере упаковки продукта. Использование бутылки йогурта с уже приевшимися надписями из серии «Теперь на 25 % больше по той же цене» тем не менее помогает повысить продажи продукта и наверняка разработано на базе научных исследований человеческой психики. К тому же является нововведением для каждого производителя йогурта, решившегося на такой компрометирующий шаг и сменившего-таки наклейку на бутылке. Чем не инновация?
Так вот ещё одно встречающееся мнение: не надо путать обёртку с технологиями. Многие компании сейчас в качестве инноваций пытаются продать старый продукт в обновлённой упаковке (мы говорим уже не о йогуртах и наклейках). Разукрасить поярче, поставить штамп «Инновация» – вот и готов инновационный проект. В итоге и клиенты недовольны, и бизнес не двигается, а если речь о стартапе, то стать бизнесом ему, возможно, и не светит.
Думаю, в обеих точках зрения на использование старых и новых технологий в контексте инновационности есть доля истины. И, наверное, ставшие не зря такими популярными конкурсы стартапов позволяют инноваторам взять самое полезное из обеих концепций. Точнее, дают понять необходимость вовремя и первыми доработать старые технологии для эффективного функционирования в абсолютно новых условиях – это с одной стороны (то есть ориентироваться не только на новизну, но и на потребности рынка). А с другой – развить новорождённые идеи. И что, может быть, и не самое главное для генераторов инновационных мыслей, но отнюдь не на последнем место стоит в списке требований инвесторов – важно уметь правильно подать свою идею: грамотно представить её как бизнес-проект, а не просто как новую технологию. Не зря резидентов различных бизнес-инкубаторов на семинарах натаскивают на всевозможные форматы презентации своих проектов: от полноценного выступления с презентацией до «разговора в лифте». Всё-таки нужно уметь правильно упаковать свою инновацию – иначе она может так и остаться лишь идеей, не поддержанной финансово.
Не получив никакого приза и будучи обсыпанным критическими комментариями жюри конкурса стартапов, начинающий инноватор получает гораздо большую ценность, чем владелец статуэтки, грамоты или – порой весьма символического – денежного вознаграждения. Не прошедший в финал участник приобретает ценные знания, которые и помогут ему понять актуальность развития собственной идеи и завернуть её в привлекательную для инвесторов и будущих клиентов упаковку, не теряя при этом инновационности технологии. В этом, наверное, и смысл подобных мероприятий.
Хочется добавить запоминающийся пример, вычитанный из статьи одного из ведущих западных ИТ-директоров. Любимый вопрос этого первоклассного специалиста, задаваемый им на различных конференциях залу: что, по вашему мнению, сделало производство автомобиля массовым? Гадать можно долго, а правильный ответ прост и лежит на поверхности: электрический стартер и закрытый салон. Именно благодаря этим изобретениям управление автомобилем стало доступно всем «пользователям», в том числе и домохозяйкам, не разбирающимся в технике и не желающим копаться в грязном моторе или портить причёску из-за сильного ветра во время езды «без крыши». Тут и доработка старых технологий, и разработка новых, и – в буквальном смысле – правильная упаковка. Отсюда совет всем начинающим инноваторам: быть проще, упрощать жизнь своими инновационными идеями и не забывать работать над обёрткой.