Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ: «Гибридный режим работы – неизбежная данность»

За последний год о Cisco Webex узнали, наверное, все российские пользователи, которым для работы или учебы требуется видеоконференцсвязь: этот продукт стал одним из основных на рынке корпоративных решений для совместной работы. В профессиональном ИТ-сообществе также популярны инфраструктурные продукты Cisco для управления сетевой инфраструктурой, оборудованием и приложениями, для безопасности. В преддверие закрытия очередного финансового года в Cisco мы поговорили с директором компании по технологиям в России и СНГ Андреем Кузьмичом о развитии продуктовых линеек и об основных закономерностях рынка, повлиявших на российский и мировой бизнес Cisco.

– Андрей, какие бы вы отметили тренды в ИТ и в мировой экономике в целом, повлиявшие на бизнес Cisco за последний год?

– Конечно, второй год все основные события в мировой экономике происходят под знаком борьбы с пандемией. Сегодня отдельные тенденции в этом плане уже оформились в некий мейнстрим. Но в тех ИТ-сферах, которые интересны для бизнеса Cisco, на мой взгляд, ничего фундаментально нового не произошло, просто увеличились масштаб и функциональность уже известных процессов. Компании быстрее стали осваивать технологии дистанционной работы, усилили заботу о периметре безопасности, стали гораздо более интенсивно использовать системы видеоконференцсвязи. Нагрузка на такие системы кратно возросла. Начались форсированные инвестиции в масштабирование этой инфраструктуры, в производительность решений для удаленного подключения к корпоративной сети, в облачные сервисы, возможности удаленных видеоконференций и всё, что связано с безопасностью.

Сейчас, когда большинство компаний начали возвращаться к привычной деятельности, очевидной данностью нам видится гибридное функционирование ИТ-инфраструктуры и идея гибридного рабочего пространства. Это означает, что вместо стандартных офисов, куда люди приходят трудиться весь день, будут всё больше практиковаться переговорные, где сотрудники собираются на время для обсуждения важных вопросов, а основная работа будет вестись из дома. При проведении гибридного мероприятия, когда часть людей находится физически на месте его проведения, а часть – удаленно, важно обеспечить всем одинаковый пользовательский опыт. Гибридная конференция в идеале должна создать эффект присутствия для тех, кто подключился к ней удаленно. Это достигается путем специальной подготовки комнаты, а также технологий, которые предлагает Webex. И на них сейчас очень большой спрос. Многие уже понимают, что гибридный режим работы – это неизбежная данность, и планируют бизнес-процессы исходя из этого.

Мы видим большой рост продаж продуктов Cisco в тех сегментах, которые связаны с удаленной работой, безопасностью доступа в корпоративную сеть, масштабируемость сети, – но я бы не назвал это совсем новым трендом. Среди пользовательских продуктов самое большое развитие получил, конечно, Webex. Также мы видим всплеск интереса к решению для двухфакторной аутентификации Duo. Компаниям теперь необходимо предоставлять удаленный доступ сотрудникам даже к тем ресурсам, к которым он ранее не предоставлялся. Необходимо повышать безопасность контроля доступа, и поэтому практически все компании, которые до этого не использовали двухфакторную аутентификацию, сейчас или уже используют ее, или начинают внедрять. Получив множество запросов от российских заказчиков Cisco на продукт Duo, мы вывели его на региональный рынок с апреля 2021 года.

Если же говорить об инфраструктурных продуктах Cisco, с которыми работают в основном ИТ-специалисты, мы наблюдаем большой интерес ко всему, что связано с автоматизацией и эксплуатацией сети, что позволяет минимизировать человеческие действия при развертывании сети, реагировании на события, расследовании инцидентов. Это и наши программно-определяемые сети SD-WAN, и DNA-центр для автоматизации кампусных сетей.

Что означают для Cisco технологии искусственного интеллекта и машинного обучения? Почему компания уделяет им так много внимания?

– Аналитика больших данных на базе технологий искусственного интеллекта, начиная с распознавания образов, – это так же наша реальность и источник развития. Компания Cisco не предлагает ИИ в качестве отдельного продукта, но много инвестирует в собственную разработку и приобретение компаний (Thousand Eyes, BabbleLabs и тп), чьи решения на основе ИИ могут быть интегрированы в нашу продуктовую линейку. Например, в программно-определяемых кампусных сетях Cisco есть раздел Cisco DNA Assurance, который анализирует инциденты эксплуатации с применением глубокого машинного обучения.

С помощью ИИ также происходит удаление фоновых шумов и акцентирование человеческого голоса в Webex, автоматизированный перевод конференции на разные языки в Webex Assistant, в том числе на русский.

 

Андрей Кузьмич, директор по технологиям Cisco в России и СНГ

 

Webex – однозначно флагманский продукт для компании? Какие еще драйверы роста у Cisco в России?

– Конечно, Webex – флагманский продукт Cisco в сфере решений для совместной работы. Рост его продаж за последний год был очень значительным как в мире, так и в России. Поэтому Cisco вкладывает большие средства на развитие именно Webex, и за несколько последних месяцев представила сотни новых функций этого продукта. Из более чем 6 млрд долларов, которые Cisco в год инвестирует в R&D, существенная часть идет на решения для совместной работы и Webex. В России чуть более, чем за год, мы сделали большой прорыв по доступности полнофункционального Webex для клиентов.

Однако в разных регионах мира у Cisco могут быть совершенно разные точки роста, и это не только Webex. Например, в России драйверами развития для нас являются также классические продукты: коммутация и в целом решения для дата-центров, решения по безопасности.

Какие M&A приобретения Cisco в прошедшем году оказали наибольшее влияние на развитие компании в направлении сетевых технологий, экосистемы Webex, ИБ? Как происходит интеграция таких компаний к инфраструктуру Cisco?

– Специальное подразделение, которое этим занимается в Cisco, тесно связано с подразделениями, занимающимися производством, решения о сделках M&A принимаются в связке. Стартап с готовым продуктом и сформированной базой клиентов может быть приобретен «как есть» и дополнить одну из линеек Cisco. Если же у компании есть только патенты и первоначальные разработки технологий с хорошим потенциалом, они могут быть интегрированы в существующие продукты Cisco.

В собственном RnD Cisco существует много внутренних проектов, которые также живут по принципу стартапов. Помимо разработки основных продуктов, там постоянно занимаются поиском новых идей, всё время происходит какое-то движение.

Как компания реализует единый подход к безопасности сетевой инфраструктуры? Много ли запросов от заказчиков поступает в формате «дайте нам одну кнопку для управления всей безопасностью»? Как вы их отрабатываете?

– Поскольку наш основной заказчик – корпорации и их ИТ-подразделения, специалисты такого уровня обычно хорошо разбираются в том, что им на самом деле нужно. Тем более, что у многих заказчиков есть персональный аккаунт-менеджер Cisco, который готов предоставить любую дополнительную информацию. Но если говорить о некой «красной кнопке» – за универсальным продуктом, например, по безопасности, кроется комплексное решение, и разные продукты, которые дополняют друг друга, фактически позволяют эту красную кнопку реализовать. 

Например, Cisco ISE, который отвечает за контроль доступа и проверку политик, взаимодействует и с инфраструктурным оборудованием, к которому подключаются устройства – коммутаторами, точками доступа. С другой стороны, у Cisco есть продукты которые мониторят происходящее в сети и взаимодействуют с программным комплексом ISE. Они могут идентифицировать потенциальную угрозу и сообщить об этом ISE, – а тот даст команду оборудованию этот сегмент сети полностью изолировать. Это может происходить в автоматическом режиме или с участием оператора. 

В целом у Cisco сформировалось видение full-stack visibility, когда мы с помощью продуктов мониторинга даем возможность заказчику наблюдать за работой его сети и анализировать различные проблемы, начиная от канального уровня и заканчивая тем, что происходит на уровне приложений. Стек продуктов, в который входят, к примеру, Tetration, ThousandEyes, AppDynamix, на разных уровнях сетевой модели позволяет анализировать происходящее в сети. Я считаю, что такое видение Cisco является уникальным на рынке, и при грамотном внедрении этого стека компания-заказчик может достаточно четко контролировать, что происходит с ее бизнес-приложениями, есть ли проблемы на сети и серверах, на нижних уровнях сети.

Webex получил широкую популярность в России только в прошлом году – а как давно он присутствует на нашем рынке? Насколько полно представлено в целом портфолио продуктов Cisco в России?

– Действительно, до начала прошлого года развитие Webex в России сопровождалось определенными техническими ограничениями, которые мы в итоге сняли. Однако и ранее Webex пользовались многие коммерческие заказчики, не говоря уже об интернациональных заказчиках Cisco, присутствующих на российском рынке. После того, как в апреле 2021 года мы запустили в России Duo, у нас здесь представлены все продуктовые линейки, кроме Meraki. И сегодня мы анонсируем, что облачный сервис для управления устройствами, формирующими ИТ-инфраструктуру предприятия, Cisco Meraki – появится на российском рынке уже осенью 2021 года. Это одно из долгожданных событий для клиентов Cisco.

Как будут дальше развиваться продукты Cisco на российском рынке, на какие решения, технологии, отрасли вы будете делать ставку?

– Мы хотели бы развиваться в тех сферах бизнеса и с теми решениями, которые наиболее востребованы клиентами и необходимы им для трансформации ИТ-инфраструктуры. Мы не фокусируемся на конкретных отраслях экономики, так как в России продукты Cisco представлены очень давно, рынок для нас устоявшийся. Более того, в 2018 и 2020 годах во внутреннем рейтинге Cisco Россия признавалась одним из наиболее успешных регионов по степени роста бизнеса и динамике продаж.

Несомненно, гибридный способ работы – наша новая данность, и ему будет уделяться много внимания. Мы будем инвестировать в развитие продуктов, которые способны качественно поддержать эту гибридную модель: это и продукты для дистанционных коммуникаций (Webex, Cisco Meeting Server и другие), и решения по безопасности для удаленного подключения к корпоративным ресурсам.

Вторая большая точка роста для нас – автоматизация ИТ-инфраструктуры и управление ей: большие инвестиции ожидаются в развитие продуктов автоматизации, а также в продвижение этой концепции среди наших партнеров. Например, у Cisco есть инициатива Cisco Developers Network (DevNet), в рамках которой мы показываем партнерам, как они могут более эффективно работать с заказчиками, развивая компетенции персонала в области программирования, автоматизации, управления ИТ-инфраструктурой.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Интеграция, Оборудование, ПО, Безопасность

Ключевые слова: Cisco, сетевое оборудование, информационная безопасность, Cisco Webex, ИТ инфраструктура