Архитектор VR/AR Softline Digital Никита Соколов: «Около 5 % VR/AR-рынка – это игры и развлечения, все остальное – это бизнес»

Компания Softline заинтересовалась технологиями VR/AR несколько лет назад, а год назад взяла их на вооружение. К этому привели несколько факторов: рост всего VR/AR-рынка, интерес к технологиям со стороны клиентов, а также желание предоставить клиентам возможности внедрения всех передовых цифровых решений. Об этом рассказывает архитектор VR/AR Softline Digital Никита Соколов.

– Никита, насколько интересными кажутся вам решения VR/AR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR/AR, почему потребовалось ввести их в арсенал?

– VR/AR-технологии и на их основе разработанные решения являются практически полезными, уникальными и, конечно же, интересными. VR/AR-технологии позволяют по-новому начать взаимодействовать с привычными нам вещами (если говорить о бизнес-решениях, то это новые перспектива обучения, подача материала о продукте потенциальным клиентам и так далее), что позволяет ощутимо повышать эффективность определенных бизнес-процессов в компаниях. Наша компания заинтересовалась технологиями несколько лет назад, однако только год назад взяла их на вооружение. К этому привели несколько факторов: рост всего VR/AR-рынка, интерес к технологиям со стороны клиентов, а также желание предоставить клиентам возможности внедрения всех передовых цифровых решений (до внедрения VR/AR уже активно развивались направления AI, ML, CV, IoT, BigData).

 

Архитектор VR/AR Softline Digital Никита Соколов

 

В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?

Специалисты Softline Digital в течение учебного года вели занятия в НИУ ВШЭ. Для магистерской программы «Статистическое моделирование и актуарные расчёты» факультета экономических наук был разработан курс «Data mining», в рамках которого студенты изучали высокие технологии: искусственный интеллект, машинное обучение и компьютерное зрение (см. новость раздела «Softline» от 1 июля 2021 г.).

– Около 5 % VR/AR-рынка – это игры и развлечения, все остальное – это бизнес. Именно компании и предприятия являются основными заказчиками и потребителями VR/AR-решений. Конечно же, наша компания в первую очередь акцентирует внимание на применении технологий для бизнеса. Основу нашего портфеля решений по VR-направлению составляет пара продуктов: первый предлагает возможности коллективного проектирования и работы с CAD/BIM-моделями в виртуальной реальности, второй – создания обучающих курсов для компании без необходимости изучать языки программирования – все реализуется через дружелюбный пользовательский интерфейс. По AR-направлению нашего главное решение – это удаленный помощник, позволяющий в режиме реального времени транслировать картинку от лица сотрудника, выполняющего обслуживание или ремонт оборудования, более опытному сотруднику, эксперту, который с помощью отправляемых изображений, чата и голосом может контролировать и направлять работу сотрудника.

VR/AR, которые использует ваша компания сейчас, это партнерские решения или собственные разработки?

– Наша компания как задействует собственных разработчиков для решения задач, поставленных клиентами, так и выступает в роли партнера для крупных компаний из VR/AR-рынка, а также – в роли агрегатора готовых решений/продуктов. Подбор компаний-партнеров, а также продуктов, которые мы можем включить в портфель нашей компании, осуществляется по специально выстроенному бизнес-процессу.

Что, все же, чаще применимо - VR или AR? Какие компании выбирают виртуальную реальность, а какие – дополненную?

Microsoft, Softline и Dell запускают сервис «Устройство как услуга» для бизнеса. DaaS-сервис (Desktop as a Service) объединяет устройства Dell и современные сервисы Microsoft в единую подписку и обеспечивает бизнес технологиями для эффективной и безопасной работы сотрудников (см. новость раздела «Softline» от 28 июня 2021 г.).

– Большей части компаний определенно интересны VR-технологии для реализации новых способов обучения сотрудников. Причем, обучают сотрудников зачастую и Hard- и Soft-skill’ам. AR-технологии компании используют чаще всего для оказания помощи сотрудникам при выполнении работ на различных промышленных объектах. Хочется отдельно отметить, что и VR, и особенно AR-технологии (в меру их легкодоступности) используют в рекламных, маркетинговых целях.

Насколько коммерчески выгодно это направление? Можно ли оценить его долю в общей выручке, в общем числе проектов или по каким-то другим параметрам?

 – Направление точно коммерчески выгодно, так как большинство крупных компаний внедряют VR/AR-технологии уже далеко не на стадии пилотирования, а в полноценный релиз. С позиции заказчика, например, внедрение VR сокращает издержки на обучение: повышается скорость обучения, качество обучения, а также VR-тренажеры – это легко масштабируемое решение. В итоге VR повышает скорость онбординга персонала и вывода его в должность.

Относительно доли общей выручки - оценить сложно, так как по отношению к общей выручке доля VR/AR-проектов мала, но тренд роста доли экстремально положительный.

 

 

Как вы оцениваете современное развитие рынка VR/AR и его перспективы?

Softline в очередной раз оправдала свой слоган We know we can, став у одного из своих ключевых партнеров по импортозамещению компании Astra Linux рекордсменом по продажам одноименных операционных систем и средств виртуализации Брест в 2020 году (см. новость раздела «Softline» от 11 июня 2021 г.).

– VR/AR-рынок с каждым годом растет: технологии становятся более комплексными и предоставляют пользователям больше возможностей, все больше компаний занимаются разработкой решений, растет количество разнообразных VR/AR-продуктов. И, несмотря на бурный ежегодный рост, рынок VR/AR остается достаточно маленьким в сравнении с аналогичными технологиями. Перспектив много, в ближайшие годы VR/AR-технологии должны будут активно дальше развиваться: начиная от готовых software-решений, которые не покрывают все запросы компаний на данный момент, заканчивая hardware-технологиями, которые до сих пор не обеспечивают бесшовный и максимально удобный пользовательский опыт. Но хочу отметить, что актуальное состояние технологий вовсе не критически плохое – пользователи могут комфортно проводить сравнительно длительное время в виртуальной реальности, но до сих пор есть некоторые проблемы, которые только предстоит решить (и их решают hardware-лидеры VR/AR-рынка).

Какие горизонты открываются в направлении VR/AR для отечественных интеграторов в целом и для вашей компании в частности в обозримом будущем?

– В масштабе нашей компании мы видим, что до сих пор не все компании, клиенты знакомы с VR/AR-технологиями, а у нас есть возможность помочь компаниям не только узнать, что это такое, но и предоставить возможность познакомиться с наилучшими решениями, которые сейчас доступны на рынке. В масштабе отечественных интеграторов самое важное – растущее количество продуктов/готовых коробочных решений, разрабатываемых небольшими компаниями, которые в будущем можно будет включить в свой портфель и предлагать их клиентам по соответствующим запросам.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Сяпина.

Тематики: Интеграция, Инновации

Ключевые слова: Softline, Софтлайн, виртуальная реальность, VR, AR, Дополненная реальность