– Андрей, как вы оцениваете в целом финансовые итоги за 2020 год в том сегменте ИТ-рынка, где работает ваша компания?
– Судя по высказываниям коллег из ИТ-рынка и аналитике от IDC и других, год для отрасли стал вполне успешным, не считая небольшого спада в марте-апреле. И это вопреки многим неутешительным прогнозам. Вспомните, как весной прошлого года, когда был шок от локдауна, прогнозировалось падение рынка ИТ в России на 30 %. Но осенью прогнозная цифра спада была 8 %, а в начале 2021 года уже осторожно заговорили, что рынок «смог удержаться» на уровне доковидного 2019 года и даже вернулся к устойчивому развитию. Когда же финансовые итоги 2020 года прояснились, стал очевиден рост в сравнении с предыдущим периодом.
Наиболее заметную положительную динамику и в оборотах, и в доходах показали софтверные компании. В частности, в нашем сегменте устойчивый рост объемов выручки идет не первый год, и достаточно серьезным стимулом стал старт в 2018 году национального проекта «Цифровая экономика». То есть в прошлом году мы еще до ковида наблюдали реализацию тенденций и развитие проектов, начавшихся в предыдущие годы. Пандемия этому особо не помешала. Да, несколько сместились акценты – заказчикам пришлось в спешном порядке адаптировать свою деятельность, бизнес-процессы и ИТ-решения под новые условия, пресловутую «удаленку» и «самоизоляцию», а интеграторам многие работы осуществлять в режиме дистанционного подключения. Но для нашего сегмента это только в плюс, так как многим потребовалось масштабирование. Очень быстро и прямо сейчас.
В рамках проекта «Цифровое государственное управление» (часть «Цифровой экономики») продолжилось внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания госуслуг. А это та ниша, в которой мы работаем, специализируемся и имеем мощную экспертизу. Плюс импортозамещение – в нашем сегменте его проще всего реализовать на практике, так как есть опробованные разработки, используемые не первый год. Наши комплексные продукты «ДЕЛО» и EOS for SharePoint в топе популярных решений, и не только в госсекторе. Оправдали возложенные на них надежды (более чем) и специализированные разработки – АИК «НАДЗОР», АИС МФЦ ДЕЛО.
Генеральный директор «ЭОС Софт» Андрей Козлов
– Каковы финансовые итоги 2020 года в вашей компании?
– У нас выросла и выручка, и прибыль. Рост выручки оцениваю в 10 %. Это не какое-то экстраординарное явление, характерное только для прошлого года, а тенденция последних нескольких лет.
При этом у нас достаточно сбалансированный портфель проектов, определенный спад в части государственного сектора компенсировался ростом продаж в сфере промышленности (5 %), финансовых учреждениях (2 %), общественных организациях (4 %).
– Ваша оценка финансовых успехов: по каким параметрам они оказались больше запланированного и почему?
– Наши заказчики из числа госорганов – по крайней мере, многие – перешли на новый уровень проектов и решаемых задач. Локальные СЭД и ECM уже никому не нужны. Во-первых, они уже практически везде есть. А во-вторых, аппетит приходит во время еды – и госорганам потребовалось замкнуть на СЭД всю систему управления, автоматизировать все, что можно и связано с документами, и не только. Плюс обеспечить близкий к 100 % охват персонала. Плюс выстроить документные коммуникации – в единой базе или через шлюзы – с подчиненными или параллельными структурами. В регионах это органы власти, муниципальные администрации, подведомственные предприятия и учреждения. У федеральных ведомств – субъектовые подразделения, общефедеральные сервисы и информационные системы, с которыми потребовалась интеграция.
А когда формируется такая мощная мега-система со стремительно накапливающимися данными, то хочется ее мощности и данные использовать по полной. Потому заказчики требуют и аналитических инструментов, и наглядности, и доступа откуда угодно (привет «удаленке»), и персонификации по решаемым специалистами задачам, и автоматизации проектных офисов, и подсказок для специалистов, снижающих воздействие человеческого фактора, и интеграцию с другими ИС, и много чего еще. Все это мы даем. И не только продаем софт, но и внедряем, консультируем, адаптируем. Потому не удивительно, что у нас рост по всем нашим направлениям – продаже лицензий, выручке от проектов, консалтингу.
Вернусь к национальному проекту «Цифровая экономика». Кроме влияния непосредственно на цифровизацию госуправления, она дала толчок и проникновению технологий в массы. Если через Госуслуги можно теперь записаться к врачу, оформить льготы и компенсации, через интернет-приемную отправить обращение и получить ответ и так далее – это автоматом повышает интерес людей к новым сервисам, к новым методам коммуникации с властью и подведомственными структурами.
Согласитесь, когда государство активно продвигает и поддерживает технологии в госсекторе, а также содействует их проникновению куда только возможно, бизнес рано или поздно подтягивается. Поэтому рост идет и по проектам в бизнесе.
– А что оказалось сложным, что не вполне удалось и, как следствие, негативно отразилось на выручке?
– Я думаю, тут проявилась обратная сторона увеличения масштабов проектов, их сложности и серьезности решаемых задач. А вдруг не получится? А вдруг не окупится? Вполне объяснимые колебания и наличие рисков приводят к затягиванию сроков принятия решений. Мы несем затраты, вкладываемся в подготовку, в персонал, в разработку, в адаптацию продуктов, а заказчик всё в режиме ожидания. Да, такие ситуации есть. И влияют на общую прибыль.
Наверное, и пандемия тут сыграла роль. Компании работают, что-то планируют на будущее, а тут вам раз – и локдаун. Как жить, как адаптироваться, непонятно. Запланировали масштабирование или внедрение какой-либо современной ИТ-системы, которая окупится лет через пять – а не на что, так как производство или продажи серьезно упали. Когда денег нет, лишь бы удержаться на рынке в принципе. О вложениях в развитие, в том числе в автоматизацию, думают не в первую очередь. Это, конечно, больше характерно для бизнеса, для той его части, где только решались на внедрение цифровых решений.
– Наиболее финансово успешные проекты вашей компании, причины успеха.
– Причины нашего успеха – главные – то, что мы уже больше четверти века «в струе». В «цифровой» струе изменений, в том числе и активно формируемых государством. И чуть впереди, если говорить о технологиях при работе с документами. У заказчика появилась потребность (или он только на стадии осознания какой-то потребности), а у нас уже на этот счет есть несколько вариантов реализации.
Это опять та же цифровизация, которая не просто в тренде и в моде, но дает видимый результат здесь и сейчас. Причем не только в части эффективности работы конкретных компаний или госорганов. Когда она дает заметный для обычного гражданина эффект (например, упрощает и ускоряет коммуникации с ведомствами), ее не нужно насаждать сверху или доказывать полезность. Люди видят, оценивают – новые цифровые форматы и сервисы приживаются.
Нашим самым успешным проектом я назову участие в цифровой трансформации органов прокуратуры. Мы в нем являемся создателями специализированного решения для автоматизации работы сети прокуратор – АИК «НАДЗОР». Проект общефедерального масштаба и охватывает просто гигантское количество организаций и пользователей. Но скажу, что за финансовым успехом стоит работа на пределе сил не только собственно специалистов ЭОС, но и всей партнерской среды. С другой стороны, благодаря выполнению задач в рамках этого проекта наши партнеры смогли серьезно вырасти. И не только в плане финансового успеха, но и в навыках, опыте, уверенности.
- Наиболее финансово успешные продукты вашей компании, причины успеха.
– В прошлом году это однозначно АИК «НАДЗОР». Причины – масштабность проекта и всероссийский охват.
– Финансовые планы вашей компании на 2021 год и прогнозы по росту рынка. Какие общерыночные тренды, как предполагается, позволят вашей компании показать рост?
– Планы финансовые однозначны – закончить год с не меньшими, чем в 2020, показателями по всем направлениям. Российская ИТ-отрасль вообще, если сравнивать с той же Европой, пережила корона-кризис с минимальными потерями, а в большинстве сегментов был рост. Что касается общих трендов ИТ-рынка, которые, как ожидаем, станут для нас фактором роста, то тут можно согласиться с Gartner. Они заявили, что одним из трендов 2021 года будет гиперавтоматизация. Этот подход означает, что автоматизируется максимально возможное в данный момент количество процессов и услуг. В нашей отрасли, вероятно, будет внедрение технологий, делающих возможным переход значительной части пользователей в онлайн. Прогнозирую дальнейшее распространение удаленной работы, как через веб-интерфейс, так и через мобильные устройства. Интеллектуальные инструменты будут нужны везде – подсказки для пользователей на каждом шагу действий, автоматическое извлечение данных, наглядная аналитика в помощь для принятия решений. Думается, масштабирование многих «старых» проектов пойдет таким путем.
Цифровизация экономики и не только будет продолжаться. Будем учитывать новые инициативы государства, в частности, относительно системы МЭДО. В марте этого года вступил в силу совместный приказ Минцифры и ФСО, согласно которому взаимодействие по МЭДО должно происходить в новой версии формата обмена 2.7.1. Мы традиционно обеспечиваем своим заказчикам наиболее полный набор методологически выверенных инструментов для взаимодействия с этой системой и, безусловно, продолжим эту традицию. Работы много, в том числе напряженной и в сжатые сроки.
– Большое спасибо за беседу!