Руководитель ИТ-отдела группы компаний «Мега-Авто» Константин Зайцев: «Реструктуризация ИТ-инфраструктуры нашей компании идет в соответствии с общей стратегией развития»

Петербургский автодилерский холдинг «Мега-Авто», в состав которого сегодня входят восемь дилерских центров в Петербурге, продолжает развитие технологической части работы компании. В частности, после организации в 2005 году управляющей компании, которая объединила несколько разрозненных дилерских центров, начался процесс внедрения единых стандартов работы на всех предприятиях. В том числе коснулась стандартизация и ИТ, применяемых на предприятиях. На данный момент процесс находится в завершающей стадии. Кроме того, продолжается построение корпоративной сети холдинга. Отметим, что в настоящее время в состав холдинга «Мега-Авто» входят компании: ООО «Восток-Авто», ООО «АЦ Русь-Авто», ООО «Галант-Авто», ООО «Автопойнт» и ООО «Адванс-Авто». Суммарный оборот холдинга вырос с $90 млн в 2005-м до $155 млн в 2006 году, в 2007 году планируется увеличить оборот до $285 млн. В планах холдинга «Мега-Авто» к 2010-2011 годам создать на территории европейской части России сеть из 30 дилерских центров, в том числе 10-12 автоцентров по 8 маркам в Петербурге, не менее 4 в Москве, по 2-3 дилерских центра в 3-4 городах других регионов. В результате проведенного в течение минувшего года мониторинга выбраны перспективные «точки роста». В сферу интересов «Мега-Авто» попали, прежде всего, города Северо-Западного региона России – Мурманск, Архангельск и Петрозаводск, а в Южном регионе - Волгоград. Все это требует соответствующей подготовки и со стороны ИТ-департамента. О том, как развиваются сейчас информационные технологии, какая выбрана стратегия в этой области в компании, корреспонденту spbIT.ru рассказал руководитель ИТ-отдела «Мега-Авто» Константин Зайцев.

Константин, не могли бы рассказать о том конгломерате систем, который вам достался в результате объединения независимых компаний?

- Почти два года назад начался процесс интеграции, в результате которого была создана управляющая компания. Ранее у каждой компании была собственная ИТ-служба, независимая от всех остальных, и в каждой применялись свои решения, был свой «зоопарк» ПО. В ряде компаний использовались решения на базе «1С 7.7». Также были самописные решения на Delphi, причем использовались два разных самописных решения в разных автоцентрах, которые решали схожие задачи, но являлись совершенно независимыми. В результате после объединения мы столкнулись с тем, что их поддержка в прежнем виде стала уже достаточно дорогой для компании, а развитие практически невозможным. Кроме того, сложности возникли из-за того, что не только системы, но и сами бизнес-процессы на предприятиях были во многом разными – а это служило еще большим тормозом в развитии и интеграции.

И как были решены эти задачи?

- Задачи, которые были поставлены перед ИТ-отделом, можно свести к нескольким пунктам. Первое – это подготовить одно ERP-решение для оперативного открытия новых предприятий и развертывания ИТ-инфраструктуры, с тем чтобы обеспечить быстрый рост бизнеса. Второе – привести ПО и ИТ-инфраструктуру компании к единому стандарту. И третье – консолидировать отчетность и внедрить финансовые бизнес-решения для учета на уровне холдинга, которые позволят сводить все финансовые и статистические показатели в единую базу данных. Важно отметить, что эти задачи связаны, потому что стоимость поддержки снижается почти прямопропорционально уменьшению количества используемых систем. Сейчас эти задачи успешно решаются, а по многим вопросам они уже решены. Уже порядка 70 % предприятий работает на едином ПО, фактически остались еще две компании, где необходимо будет провести процесс смены ПО, т. е. процесс стандартизации еще продолжается. Задача нашего отдела состоит в поддержке работы таким образом, чтобы данный процесс не отразился на основном бизнесе компании и предприятие плавно перешло с одной системы на другую. Если правильно придерживаться этой концепции, то здесь требуется очень тщательная подготовка к самому процессу перехода. При этом необходимо, чтобы и бизнес-процессы также были полностью стандартизированы, а это уже завязано не только на ИТ-отдел, но и на отделы, которые отвечают за введение бизнес-стандартов в работе предприятия. У нас есть соответствующий департамент развития, который занимается открытием новых дилерских центров, их подготовкой, и коммерческий отдел, который отвечает за текущую работу группы компаний. В своей деятельности ИТ-отдел сотрудничает с разными отделами при решении различных задач.

Когда вы приступили к указанному процессу стандартизации? Как проходил выбор конкретных программных продуктов и интеграторов?

- Задача стандартизации стала получать свои очертания полтора года назад, в момент принятия решения о создании управляющей компании. Тогда же была поставлена задача об открытии нового филиала на одном из старых предприятий. Сложность состояла в том, что это было одно из предприятий с устаревшим, нестабильным ПО. В результате вначале пришлось наводить порядок в уже используемой старой программе. Спустя полтора месяца, в сентябре 2005 года, предприятие было успешно запущено в работу на обновленном старом ПО, т. к. выделенный срок в полтора месяца является абсолютно недостаточным для запуска нового решения – даже при привлечении крупного интегратора с большим количеством ресурсов.

В дальнейшем нами было проведено исследование рынка ERP и решений для автобизнеса, мы рассматривали предложения различных компаний, в том числе и интеграторов, просчитывали стоимость вложений и обслуживания. И уже в октябре-ноябре 2005 года была выбрана концепция развития. При выборе мы исходили из стоимости развертывания систем, их качества, а также стоимости обслуживания. В силу вышесказанного пришлось отказаться от решений на базе Microsoft Dynamics (ранее Axapta), хотя нельзя отрицать, что как платформа она одна из наиболее интересных на рынке. В итоге было выбрано создание решения на базе «1С 8.0». Основной частью процесса интеграции занимался непосредственно ИТ-отдел компании. Хотя для доработки отдельных задач и внедрения мы привлекали и услуги аутсорсинга, но не выделенного интегратора. У нас есть договоры с обучающими центрами компании «МС-Сервис», где проходят обучение наши пользователи с продуктами «1С».

На какой стадии сегодня находится процесс стандартизации? Какие в результате были выбраны системы?

- Только что мы успешно закончили процесс внедрения и стандартизации в открывшихся в декабре 2006 года автоцентрах «Галант-Авто» и «Автопойнт», расположенных на пересечении Выборгского шоссе и улицы Хошимина. Там были развернуты комплексные решения на базе «1С 8.0:Предприятие». В принципе, стоит отметить, что именно «1С 8.0» у нас сейчас используется в качестве базовой платформы, на которой ведется весь процесс развертывания бизнес-приложений. На выбор данного ПО повлияли такие факторы, как стоимость начальных вложений, качественная документация и доступность кадров сторонних компаний, из которых можно выбрать партнеров для аутсорсинга. Плюс предыдущий опыт эксплуатации решений уже был апробирован на старых версиях «1С». К тому же в настоящий момент данная платформа позиционируется как полноценное ERP-решение.

В качестве финансово-управленческой системы у нас используется «Инталев 2005. Корпоративные финансы и документооборот». Данная платформа была выбрана как решение на платформе «1С 8.0», имеющее методику внедрения и обладающее достаточно широкими возможностями по интеграции. В настоящий момент выполнена прозрачная интеграция между стандартным продуктом «1С 8.0:Бухгалтерия», нашей конфигурацией оперативного учета и программой «Инталев. Корпоративные финансы».

То есть можно сказать, что связка «1С» и «Инталев» как раз и является тем стандартизированным решением, которое используется в компании в рамках единого подхода?

- Именно так – данная связка решает необходимые задачи. Во-первых, с точки зрения стоимости сопровождения мы стараемся не менять стандартную бухгалтерскую конфигурацию, поскольку гораздо проще после этого обновлять, сопровождать и обучать людей продукту «1С 8.0:Бухгалтерия». Все изменения вносятся либо в программу оперативного учета, либо в специальные обработки промежуточного «слоя», который отвечает за перенос данных между системами и, естественно, в «Инталев. Корпоративные финансы». Соответственно, на всех предприятиях, где уже прошла замена ПО, конфигурации у нас одинаковые. В планах на 2007 год - закончить процесс стандартизации и перейти на унифицированное решение во всех предприятиях. В будущем же я не исключаю возможности рассмотрения и вариантов более тяжелых систем, например той же Dynamics. По моим подсчетам, при троекратном росте предприятия это может быть уже целесообразно.

Используются ли у вас еще какие-то корпоративные системы?

- Сейчас у нас рассматривается вопрос о единой системе учета кадров. Причем в первую очередь, это должен быть учет кадров именно с точки зрения кадрового менеджмента. Это связано с тем, что рынок труда в Петербурге достаточно узок среди автодилеров и многие компании могут пытаться нанять на работу одних и тех же людей. Кроме того, нужно иметь общие данные по тем людям, которых нельзя нанимать на работу, общий банк резюме вакансий и т. д. В управляющей компании был создан централизованный кадровый отдел, и в настоящий момент планируется развернуть систему общего управленческого кадрового учета внутри холдинга. В данном случае будет использоваться уже не решение на базе «1С 8.0», а «БОСС: Кадровик», договор уже подписан.

В целом же есть список приоритетных задач. Соответственно, интеграция основной оперативной деятельности и финансовых отделов идут первым фронтом. Задачи других корпоративных систем, внутрикорпоративных порталов обмена информацией, которые частично могут решаться электронной почтой и т. п., идут второй очередью.

Вы уже на раз говорили о различных трудностях, возникающих на пути унификации. Как особенности бизнеса вашей компании отражаются на этом процессе?

- Если решения для стандартных торговых компаний сейчас уже можно назвать «идеальными» и на рынке их множество, то автодилерское предприятие представляет собой гораздо более сложную организацию. Оно занимается и продажей автомобилей, которая имеет свою специфику, а также их ремонтом, продажей запчастей, услугами по гарантийному и сервисному обслуживанию и т. д. То есть, образно говоря, это где-то в 3-4 раза больше объема работ и бизнес-процессов, чем в обычном предприятии, которое занимается торговлей. Автодилеры стоят вплотную к полноценному производству. Кроме того, специфику вносит тот факт, что каждый импортер (перевозчик и поставщик машин западных марок) выставляет свои требования к ИТ-системам, с которыми стыкуются их службы. Поэтому перед нами, помимо интеграции наших задач учета информации внутри холдинга, стоит задача параллельной интеграции с ПО импортеров. Здесь очень тяжело создать и применить некий универсальный продукт без каких-то доработок на каждом предприятии. Данные доработки реализованы нами на модульной архитектуре. Для каждого импортера мы разрабатываем свои модули. При этом каждый импортер, как правило, развертывает свои глобальные системы по всему миру, и нам необходимо с ними интегрироваться. Это, например, системы заказа автомобилей, системы гарантийного возмещения и другие.

Как будет проходить процесс стандартизации для ваших региональных предприятий?

- В принципе, уже описанная модель будет использована и для наших региональных автоцентров. При этом, как я уже говорил, мы должны будем учитывать требования новых импортеров и то, что требования могут постоянно меняться. Используя потенциал наработанных решений и централизацию отдела ИТ , а также имеющийся опыт по обучению персонала, мы можем в короткие сроки развернуть унифицированное решение на новом предприятии. Обязательным условием для успеха является наличие постоянного канала связи между региональным автоцентром и штаб-квартирой.

Не могли бы Вы сказать несколько слов о проекте создания единой корпоративной сети компании?

- Сейчас у нас организована для всей группы компаний внутренняя оптоволоконная сеть по городу по топологии «звезда», которая связывает все предприятия с нашей центральной штаб-квартирой. Фрагменты сети существовали еще и до создания управляющей компании. Исторически необходимость связывания в единую информационную сеть возникла, когда у нас появились первые автоцентры, которые работают на нескольких площадках (с филиалами). Сегодня технически сеть построена на серверах компании Invictus на базе платформы Intel. В одном предприятии обычно находится около 100 компьютеров и 3-4 сервера. Поставщиком услуг телефонной связи, доступа в Интернет и каналов «точка-точка» для нас выступает компания «Элтел». Внутрикорпоративная сеть на уровне холдинга является независимой и не связана с публичным Интернетом. Все каналы «точка-точка» организованы на скорости 100 Мбит/с и объединены уже на наших узлах связи, построенных на базе активного сетевого оборудования, при этом используются решения Cisco Systems.

Данный подход разрешает нам в любом месте сети получить доступ к любым ресурсам на уровне холдинга. Все это позволяет уже сейчас задумываться о развертывании следующего уровня интеграции, внутренних интернет-сайтов, систем видеоконференций решений для ведения совместного документооборота.

Как сегодня используется сеть для работы ваших систем?

- В частности, она используется для системы «Инталев», которая у нас работает в распределенном режиме. Дело в том, что базы данных для оперативного бухгалтерского учета отдельны для каждой компании, они находятся непосредственно на локальных серверах. Отчетность по предприятию формируется следующим образом: основная часть собирается в программе оперативного учета, потом она и дополнительные проводки экспортируются в «Инталев. Корпоративные финансы», где уже строится полная управленческая отчетность. С этой базой данных работают 1-2 человека на каждом предприятии. Затем после сведения локального баланса данные по предприятию передаются в единую централизованную базу, и мы видим полную картину по всем нашим автодилерам.

Подобный подход будет использоваться и в регионах?

- С регионами мы будем работать по тому же принципу, но в данном случае это, скорее всего, будут каналы VPN. Естественно, мы будем стараться минимизировать затраты, использовать наиболее выгодные предложения. В нашем подходе даже более высокие затраты на связь между регионами будут экономически оправданными.

Каким образом у вас развернута система телефонии? Используются ли у вас короткие номера для внутренней связи и т. д.?

- Сейчас мы производим плановую замену телефонных станций. Как и в случае с ПО, так как наши компании долго работали самостоятельно, набрался парк АТС от различных вендоров и различной функциональности, и эффективно реализовать единое решение по телефонии не представлялось возможным. Сейчас мы переходим на единый стандарт, и АТС Siemens Hipath 3800 уже установлена на новых предприятиях на улице Хошимина. В данном случае одна станция обслуживает два независимых дилерских центра. За счет этого удалось существенно снизить стоимость развертывания и поддержки. Такая же АТС установлена в феврале в компании «Русь-Авто» и планируется к установке в апреле в компании «Восток-Авто». Поставщиком решения выступила компания «Балтик-Сименс».

Что же касается коротких номеров, то они, несомненно, есть, но действуют не по всему холдингу, а в рамках отдельных компаний между их филиалами. Например, такая система организована для «Галант-Авто» и «Восток-Авто». Между всеми компаниями холдинга организовывать подобную связь пока нецелесообразно. После замены всех АТС на Siemens Hipath мы можем легко завязать их в единую сеть по IP, затрат при этом практически не будет, т. к. инфраструктура уже построена.

Сейчас у вас работает достаточно много веб-сайтов, посвященных вашим компаниям, в том числе управляющей. Не могли бы вы сказать, кто эти сайты разрабатывает и как организована их техподдержка?

- Процесс интеграции пока не затронул сайты, хотя это тоже важный момент работы компании, но он, как я говорил, не является первостепенным. Пока что сайтом занимается каждая компания по отдельности. Тем более что в свое время это направление было передано рекламным отделам. ИТ-департамент проверяет и дает свои рекомендации с технической точки зрения, но информационным наполнением занимаются специалисты локальных рекламных отделов. Сегодня для каждого предприятия у нас создан свой портал. Идет разработка презентационного сайта для управляющей компании, этим занимается рекламное агентство полного цикла «Масс Медиа».

Что представляет собой ИТ-отдел компании «Мега-Авто»?

- Сейчас почти на 95 % завершился этап консолидации ИТ-структуры, и у нас работает полностью независимый от филиалов ИТ-отдел, подчиняющийся только управляющей компании. В том случае, если каждая компания имела бы свою локальную ИТ-службу, которая подчинялась бы непосредственно директору предприятия, вести речь о стандартизации было бы очень тяжело. Сама же служба разделена на два отдела. Есть отдел, который занимается системным администрированием. Его специалисты находятся непосредственно на предприятиях и обслуживают компьютерную технику, занимаются поддержкой пользователей и т. п. Также в управляющей компании работает отдел программистов, которые занимаются сложными настройками и доработкой конфигураций для «1С» и другими задачами. При этом, поскольку создана общая сеть, представитель центрального ИТ-отдела может зайти на любой компьютер любой фирмы и в режиме удаленного доступа дать консультацию пользователю, а также производить другие работы. Таким образом, выходит, что наши автодилеры получают услуги ИТ по внутреннему аутсорсингу от управляющей компании. В настоящий момент штат ИТ-отдела насчитывает 17 человек, что позволяет не только поддерживать существующие предприятия, но и принимать активное участие в развитии холдинга.

Справка

Зайцев Константин Анатольевич родился 20 марта 1972 года в Петербурге. После окончания школы поступил в Санкт-Петербургский государственный политехнический университет (СПбГПУ), где проучился 2,5 года. Затем перевелся в Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), который окончил по специальности «Микроэлектроника». Трудовую деятельность начал в 1991 году, будучи студентом, в должности программиста в своем институте, где занимался системами управления электронными устройствами. В различных структурах при институте проработал до 1994 года. Потом перешел на работу в компанию «Самос», которая занималась продажей аудио- и видеотехники, в 1998 году она была продана компании «Ай Ти Компьютерс Групп». В «Самос» 3,5 года проработал руководителем ИТ-отдела. В апреле 1999 года начал работу в «Русь-Авто» - официальном дилере Audi, также в должности руководителя ИТ-отдела, а 1,5 года назад перешел на аналогичную должность в управляющую компанию «Мега-Авто».

Рубрики: Интеграция, Маркетинг, Торговые сети, Оборудование, ПО, Кадры, Финансы