Не вызывает сомнений, что все современные потребительские тренды в ИТ, онлайн-обучении и торговле отражаются на модели развития детей. Гаджеты, электронные сервисы, диджитал-среда входят в их жизнь с самого рождения. Не даром говорят, что в своем технологическом развитии они порой более «подкованы», чем их родители.
Вместе с тем, в современном мире у детей гораздо больше не только возможностей, но и соблазнов. Соответственно, финансовые риски выше. Если своевременно и целенаправленно развивать у детей основы финансовой грамотности, сделать ее частью базового воспитания, ребенку в будущем будет проще жить и работать.
Начинать разговаривать с детьми о деньгах лучше с самого раннего возраста: как только они впервые осознанно попросят приобрести игрушку или шоколадку. Во-первых, следует объяснить, что деньги не возникают сами по себе, их нужно заработать. Во-вторых, необходимо научить разделять покупки на категории: обязательные, необязательные (которые можно купить потом) и совсем ненужные. С дошкольниками можно играть в магазин по ролям, с детьми постарше – разбирать разные ситуации на практике, например, в супермаркете.
Очень важен личный пример родителей, потому что дети пытаются подражать их манере поведения. Самое главное — в любой ситуации спокойно разговаривать с ребенком и приводить веские аргументы в пользу той или иной точки зрения, чтобы ребенок мог потом сам сделать свои выводы из этого диалога.
Заместитель директора Северо-Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу Дарина Хохлушина
Следующий этап на пути к финансовой грамотности — карманные деньги. Хорошим вариантом станет совмещение первых карманных денег с первым школьным звонком. По сути, в этот момент ребенок начинает новый для себя жизненный этап, вступает в новый мир и обретает новые социальные роли. Ребенку принципиально важно осознать, что он уже взрослый и может сам принять решение о своих тратах.
Наверняка, часть денег, предназначенных на питание, будет израсходована на другие нужды. Но родителям не стоит огорчаться на этот счет на первых порах. Выдавая ребенку карманные деньги, необходимо приучить его планировать свой бюджет на определенный период времени. Сначала всего на одну неделю, потом на две недели, затем на целый месяц — в зависимости от возраста ребенка и его опыта. Если денег не хватило до конца срока, стоит занять принципиальную позицию и не давать дополнительных денег. Лучше вместе выяснить причину произошедшего и обсудить, как избежать аналогичной ситуации в дальнейшем.
Несмотря на все очевидные преимущества безналичных систем платежей (безопасность, удобство), рекомендую для формирования финансовой грамотности ребенка некоторое время использовать «реальные» деньги. Ребенку важно подержать их в руках, получить сдачу, почувствовать «объем» этих денег. Это поможет понять, сколько изначально было средств, сколько в дальнейшем потрачено и на что. После такой практики легко будет перейти на расчеты при помощи банковской картой.
За рубежом банковская карта давно стала главным инструментом ежедневных расчетов, в том числе и в категориях «дети» и «молодежь». Российские коммерческие банки пока только в самом начале этого пути. Но со временем детский сегмент станет стратегически важным для банков, и кредитные организации подкорректируют свои маркетинговые стратегии. Полагаю, что совсем скоро на рынке появится много интересных решений, которые помогут родителям в воспитании финансовой грамоты у детей. Выиграет тот банк, который сможет предложить продукт легкий и удобный в обращении как для родителей, так и для детей.