Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов: «Мы надеемся, что ЭЛАР внесет ощутимый вклад в достижение целей эффективного цифрового государственного управления»

Цифровая трансформация объединяет интересы населения, учреждений и целых отраслей экономики. Удобно, когда для каждой ситуации есть сервис, позволяющий быстро получить необходимый результат. Сегодня мы находимся на этапе становления подобных цифровых сервисов. По планам, к 2024 году, в рамках федерального проекта «Цифровое государственное управление», страна должна достичь 100 % оказания приоритетных госуслуг в цифровом виде с применением реестровой модели, 90 % внутриведомственного и межведомственного юридически значимого документооборота должно происходить в электронном виде. Все эти показатели достигаются за счет внедрения отечественных импортонезависимых технологий на базе интеллектуальных цифровых сервисов и платформенных решений, адаптированных для различных отраслей экономики. О ситуации вокруг разработки и внедрения решений в сфере цифрового госуправления рассказывает руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов.

 – ЭЛАР сегодня - одна из ведущих компаний по цифровизации и разработчик отечественных цифровых решений. Александр, как давно появилось направление цифровизации в компании, какие компетенции объединяет, какие из них уникальные?

– Корпорация ЭЛАР работает на ИТ-рынке с 1992 года, за это время спектр услуг неизменно расширялся. Сегодня компания – это крупный вендор программного обеспечения для управления цифровым контентом и собственного специализированного сканирующего оборудования, исполнитель комплексных проектов «под ключ» с широким ассортиментом предложений для разных категорий заказчиков. Корпорация обладает крупнейшими в Европе мощностями для оцифровки документов, создания реестров и баз данных. Собственный центр разработки программного обеспечения насчитывает более 100 человек и предоставляет рынку инновационные отечественные технологии в области управления корпоративной информацией, интеллектуального поиска, распознавания, обработки текстов и изображений, платформенных решений для цифровизации бизнес-процессов предприятий и ведомств.

 

Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов

 

Стоит отметить, что наши решения полностью импортонезависимые – мы давно отказались от иностранного ПО и технологий, будь то производство оборудования или разработка программного обеспечения. На данный момент требования государства в области цифровой трансформации тесно переплетены с программой импортозамещения, в этой связи мы активно развиваем партнерские отношения с российскими производителями инфраструктурных решений и общесистемного ПО. Сегодня мы одни из немногих в России, кто способен обеспечить автоматизацию полного цикла с использованием целиком отечественного стека сертифицированных технологий и строить на базе этих технологий решения любого уровня – от аттестованных систем закрытого контура до общедоступных цифровых сервисов.

Какие решения являются основой при цифровизации госуправления?

– Решения, апробированные в госсекторе и на крупных предприятиях российских госкорпораций, легли в основу предложений в сфере госуправления. Система цифровых сервисов, концепцию которой мы недавно представили – это коллаборация технологий в области хранения больших данных, создания хранилищ по реестровой модели и искусственного интеллекта. Каждый блок системы - это отдельные успешные решения со своей зоной ответственности. К примеру, хранение и управление контентом возложено на ECM/CSP платформу ЭЛАР Контекст, которая благодаря гибкости и модульности позволяет на собственной базе вести разработку специализированных и уникальных модулей, в том числе изначально не заложенных в платформенный функционал.

Платформа ЭЛАР Контекст - в каких проектах служила основой?

– Платформа Контекст широко используется различными категориями заказчиков – на ее основе создана региональная информационная система Приморского края, Тюменской области, решения для БТИ и госархивов, внедренные во множестве субъектов РФ. Система эксплуатируется в качестве корпоративной платформы в ОМК, Комос Групп, ВТЗ, созданы отраслевые решения для МИД РФ, ТЭК и Росгвардии. Список можно продолжать, отмечу, что Контекст давно зарекомендовала себя в качестве одной из лучших ECM-платформ, которые доступны на отечественном рынке.

Платформа Контекст – это хранение и управление контентом, а какие разработки ЭЛАР есть в области искусственного интеллекта?

– Интеллектуальный движок является нашей собственной разработкой и строится на алгоритмах машинного обучения – его апробация прошла на тысячах проектах по распознаванию и обработке архивных документов, которые позволили «обучить» систему по-настоящему хорошо разбираться во всевозможных типах первоисточников, в сложных написаниях и классифицировать огромные массивы информации.

Механизмы для организации «умного» поиска построены с использованием СПО ElasticSearch, который отлично себя зарекомендовал в таких проектах, как Память Народа и Национальная электронная библиотека, где был получен уникальный опыт разработки интеллектуальных алгоритмов поиска с возможностью сопоставления вида контента и типов поисковых запросов.

В интересах госуслуг такие технологии используются для формирования и наполнения реестров на основе классификации неструктурированной информации, автоматического распределения поступивших запросов с последующим поиском и предоставлением необходимых сведений. А также для нормализации и выделения человекочитаемой информации из хранилищ больших данных.

Расскажите, что такое госуслуги по реестровой модели. Какая есть специфика таких проектов?

– Организация реестровых хранилищ – это отлаженный механизм нормализации информации и создания баз данных, который десятилетиями применялся в наших проектах, начиная с формирования генерального систематического каталога Российской государственной библиотеки в 1996 году и заканчивая проектами по созданию реестров и баз данных в интересах архивов Минобороны, федеральных ведомств, силовых структур, учреждений культуры, промышленных предприятий.

В контексте госуслуг реестровые хранилища позволяют создавать эталонные, консолидированные и юридически значимые базы данных, предоставляющие актуальные и достоверные сведения по различным жизненным ситуациям в виде справок и выписок, которые можно запросить из «единого окна» без необходимости личного обращения в разные инстанции. В таких случаях все внутриведомственное и межведомственное взаимодействие по сбору информации происходит без привлечения заявителя. В идеале, должно получиться так: в ведомстве или в рамках целой отрасли есть единая цифровая платформа, объединяющая различные источники информации и базы данных, в которой происходит взаимодействие ведомств в электронном виде – то есть такая платформа осуществляет сбор, обработку и хранение информации для ее быстрой выдачи при любом поступившем запросе. А заявители – физические или юридические лица - имеют возможность получать госуслугу онлайн без личного посещения ведомства, а также получать проактивное информирование о наступлении определенной жизненной ситуации, по которой пришло время оформить какую-либо услугу, например, пенсию.

У нашей компании подход к подобным проектам комплексный – мы можем предложить как создание необходимых реестров, так и программно-техническую инфраструктуру для управления этими данными на базе цифровых платформенных решений.

В создании каких цифровых платформ ЭЛАР принимал участие?

– Стоит отметить, что тема цифровых платформенных решений является живой и актуальной, поэтому сегодня часть проектов еще находится в стадии реализации. Надеюсь, в ближайшее время мы о них расскажем, среди них есть крупные федеральные ведомства, которые переводят государственные услуги в электронный вид, реализуя онлайн-сервисы и реестровую модель хранения. Есть заказчики на уровне регионов, где мы объединяем на базе единой платформы различные ведомственные информационные системы.

Если говорить предметно, я бы выделил в первую очередь Приморский край, где автоматизированы процессы оказания госуслуг по выдаче документов БТИ, а также единую информационную систему Тюменской области, главным назначением которой является формирование общего цифрового пространства региона для хранения и управления электронными документами всех государственных и ведомственных систем Тюменской области.

Проект в Тюмени по-настоящему уникален – здесь современная концепция модульности, когда каждый сервис предоставляет определенные функциональные возможности, сочетается с отказоустойчивостью и повышенными требованиями к импортонезависимости. Каждый уровень решения включает передовой российский опыт в реализации цифровых технологий. К примеру, архитектура построена на отечественной связке серверов с многоядерными процессами Эльбрус, СУБД Postgres и операционной системой «Альт», во взаимодействии с которыми работает российская ECM/CSP платформа Контекст, обеспечивающая уровень зашифрованного хранения контента, управления цифровыми сервисами и клиентской частью.

Функционально решение делится на сегмент электронного архива, сегмент сервисов для реализации управления контентом и интеграционных сервисов. Платформа создает единую цифровую экосистему региона, объединяя все документы и сведения, появляющиеся в отраслевых информационных системах. Так сервисы интеграции позволяют передавать данные из региональной системы электронного документооборота, медицинской информационной системы и других систем в единый электронный архив для последующего получения консолидированной информации всеми заинтересованными ведомствами и департаментами региона. Главный принцип электронного архива – обеспечение сохранности сведений, в том числе исторического характера, полученных из выведенных из эксплуатации информационных систем. Наряду с этим реализована возможность придания юридической значимости документам с помощью сервиса электронной подписи, использующего формат CAdES-A, при их попадании в электронный архив.

Отмечу, что внедрение единой информационной системы Тюменской области – это большой шаг в сторону перехода к процессам цифрового госуправления и повышению эффективности взаимодействия органов власти региона. В свою очередь, мы планируем всячески поддерживать подобные инициативы и по согласованию с заказчиком вести работы по развитию системы и наращиванию цифровых сервисов.

Расскажите подробнее о созданных ЭЛАР цифровых сервисах.

– Основные сервисы, которые мы используем в проектах цифровизации – это сервис для организации электронного реестрового хранилища, сервис автоматизации госуслуг, где реализованы основные процессы получения и передачи информации, а также взаимодействия с заявителями, сервис интеграции для взаимодействия с ЕПГУ, ведомственными информационными системами, федеральными базами данных и другими источниками, сервис искусственного интеллекта, который выполняет ряд задач – поиск, классификацию, распознавание информации, сервис автоматизации рутинных операций, сервис управления справочниками и классификаторами, сервис безопасности и администрирования, а также различные веб-приложения для работы с другими сервисами системы.

Все эти сервисы могут комбинироваться, их состав может меняться, но все они являются совокупностью технологий и в рамках платформенного решения работают как единый эффективный механизм.

Это и есть комплексные цифровые решения ЭЛАР?

– Да, стек технологий, разработанных нами для автоматизации и цифровизации различных процессов, в том числе в области госуправления.

Какие планы ЭЛАР по дальнейшему участию в реализации решений для цифрового госуправления, перспективы и поставленные задачи?

– Мы активно взаимодействуем с сообществом, органами власти и нашими заказчиками в этом направлении. Государством приняты необходимые программы, выделяются бюджеты, установлены сроки. Есть средства и технологии, а главное, желание – сегодня все участники процесса понимают необходимость преобразований, и мы надеемся, что ЭЛАР, наряду с ведущими российскими ИТ-компаниями, внесет ощутимый вклад в достижение целей эффективного цифрового государственного управления.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: электронный документооборот, ECM, ЭЛАР