Директор Управления развития продуктовой и технологической экспертизы Softline Александр Рожков: «Несмотря на спад российской и мировой экономики, Softline демонстрирует уверенный рост и быстро адаптируется к новым вызовам»

Рост Softline в кризисный 2020-й свидетельствует об устойчивой бизнес-модели и разумной диверсификации бизнеса компании. При этом компания рассматривает потенциальные точки роста, новые форматы сотрудничества со стратегическими партнерами и высокотехнологичными стартапами, продолжает выстраивать партнерскую экосистему на основе взаимовыгодного сотрудничества. Об изменениях, произошедших в 2020 году, рассказывает директор управления развития продуктовой и технологической экспертизы Softline Александр Рожков.

– Александр, насколько и как изменились за 2020 год, по вашим наблюдениям, внутренняя структура и бизнес-процессы ИТ-компаний?

– Сегодня в крупных и многопрофильных ИТ-компаниях для оперативного формирования пресейл- и проектных команд необходимы гибкие инструменты, свойственные для матричной структуры управления. Поэтому мы активно используем такие подходы, как Agile, Scrum и Kanban. На изменения нашей внутренней структуры повлияли такие фокусные бизнес-приоритеты, как привлечение новых клиентов, увеличение продаж, развитие сервисов, повышение качества обслуживания, соблюдение норм и законодательных требований. Так, в Softline были усилены команды по заказной разработке ПО, управляемым, платформенным и инфраструктурным сервисам, импортозамещению, финансовым инструментам, а также комплаенс.

 

Директор управления развития продуктовой и технологической экспертизы Softline Александр Рожков

 

Бизнес-процессы также не остались без изменений. В первую очередь это относится к обеспечению эффективной работы распределенных команд при использовании формата удаленной работы, оперативному обучению сотрудников при переходе на новые инструменты. Динамика международной экспансии нашей компании такова, что порой вопросы операционной эффективности уходили на второй план. Тем не менее, в этом году нам удалось унифицировать операционные процессы и инструменты автоматизации в масштабе всего международного бизнеса. Это определенно обеспечит снижение трудозатрат и повышение управляемости бизнеса в целом.

Наблюдаются ли изменения пула клиентов, появляются ли новые возможности получения дохода?

Эксперты департамента анализа данных Softline совместно с командой департамента национальных проектов и при поддержке специалистов компании SOICA в рамках конкурса Счетной палаты РФ разработали решение «Цифровой аудитор», которое было удостоено высшей оценки ведущих отраслевых экспертов (см. новость раздела «Softline» от 29 декабря 2020 г.).

– Опираясь на свой проектный опыт, мы можем определенно говорить о нескольких сегментах, где спрос на ИТ-решения в 2020 году заметно вырос, – это госсектор (включая здравоохранение и образование), финансовый сектор, телеком, промышленность и ритейл. Более того, мы видим сформировавшийся отложенный спрос на цифровые решения в наиболее пострадавших от коронакризиса сегментах, таких как туризм, сфера культуры, гостиничный бизнес, авиаперевозки.

В коммерческом секторе, главным образом, были востребованы облачные сервисы, VDI и онлайн-коммуникации. Сегодня облака – это не только оперативное предоставление сервисов, но и высокая производительность, масштабируемость, доступность, надежность и экономическая эффективность. Softline предоставляет полный спектр услуг, связанных с облаками. Среди них – сервис Azure Health Checkup для проверки состояния облачной среды, услуги миграции в облако, предоставление облачных сервисов по модели SaaS и IaaS, управление мультиоблачной инфраструктурой. Услугами и сервисами Softline воспользовались компании из таких отраслей, как ИТ, ритейл, медиа, госсектор, ЖКХ и строительство.

Что касается госсектора, в приоритете были мероприятия в рамках создания систем удаленных коммуникаций и дистанционного образования, реализации национальных проектов, импортозамещения и обеспечения кибербезопасности. Например, в сфере здравоохранения были востребованы решения для организации видеоконференцсвязи и телемедицины. В сфере образования и науки Softline приняла участие в создании высокотехнологичных учебных классов и лабораторий, нескольких кванториумов в различных регионах России, площадки WorldSkills. Также компанией был выполнен ряд региональных проектов в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».

В плане возможностей получения дохода влияние фактора неопределенности относительно дальнейшей динамики развития рыночной ситуации все еще остается существенным. Softline делает ставку на подписочный бизнес и платформенные сервисы с использованием высокоавтоматизированных платформ с элементами самообслуживания. Если сейчас это в большей степени B2B- и B2C-сервисы, то в ближайшем будущем мы планируем предоставлять B2X-сервисы – например, для госсектора (B2G), операторов связи (B2O) и так далее. Летом 2020 года Softline в партнерстве с оператором мобильной связи Sri Lanka Telecom запустила в Республике Шри-Ланка собственную платформу, благодаря которой пользователи из стран Южной Азии смогут получать дополнительные ИТ-услуги (VAS) по модели подписки. А в августе Softline запустила платформу для управления облаками CloudMaster, которая уже в декабре была включена в Реестр отечественного ПО Минцифры России.

Также потенциальные точки роста мы видим в регионах и в сегменте малого и среднего бизнеса (МСБ). И те, и другие, в силу нехватки инфраструктурных и человеческих ресурсов, нуждаются в облачных сервисах, услугах в области информационной безопасности. Создание и развитие «умных» городов, интеллектуальных транспортных систем также невозможно представить без цифровой инфраструктуры и сервисов.

Что нового появилось в части применения ИИ и роботизации?

Платформа CloudMaster включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, составленный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Теперь клиенты Softline, ключевого провайдера решения, смогут эффективно управлять мультиоблачной инфраструктурой, одновременно выполняя требования регуляторов в области импортозамещения (см. новость раздела «Softline» от 28 декабря 2020 г.).

– Наша компания уделяет большое внимание автоматизации и роботизации внутренних бизнес-процессов, процессов в рамках взаимодействия с клиентами и контрагентами. Дает о себе знать и рыночный тренд перехода на бесконтактные/безлюдные технологии – RPA, биометрия, устройства самообслуживания и сервисная робототехника. На сегодня, в Softline количество бизнес-процессов, находящихся в процессе роботизации (RPA), уже исчисляется десятками.

В феврале 2020 года Softline и «Сколтех» открыли совместную лабораторию по ИИ, машинному обучению и IoT. Связующим звеном между компанией и вузом выступает Softline Digital. Мы видим растущее число проектов по внедрению ИИ и машинного обучения и в наших заказчиках из таких отраслей, как наука, ритейл и нефтегаз. О масштабе этих проектов можно судить по тому, что в большинстве этих проектов использовались существенные вычислительные ресурсы на основе специализированных суперкомпьютеров NVIDIA и глобальных cloud-платформ.

А что можно сказать о внутренних и внешних коммуникациях, отношениях, командном духе?

– ИТ-компании оказались более готовыми к массовому переходу на онлайн-коммуникации. Кроме того, учитывая территориально распределенный бизнес глобальной компании Softline, инструменты онлайн-коммуникаций активно использовались и раньше. Но теперь они еще стали альтернативой не только встречам, но и командировкам. В настоящее время в Softline используется несколько разных инструментов для коммуникаций и совместной работы в зависимости от специфики задач и предпочтений сотрудников.

Одно из крупных оффлайн-мероприятий, посвященное цифровой трансформации, Softline успела провести в начале марта 2020 года – это был ежегодный ИТ-саммит «Softline Deep Dive. Теории и практики», в котором приняли участие более 400 человек. Остальные масштабные внешние коммуникации проводились в основном в онлайн-формате. Но в этом даже есть некоторые плюсы – например, снижение расходов на организацию и проведение мероприятий, возможность охвата большей аудитории.

 

 

Хорошей традицией в нашей компании стало проведение регулярных «горячих линий» в режиме онлайн с участием топ-менеджеров для всех сотрудников компании. Этот формат позволяет узнать из первых уст текущие бизнес-приоритеты и важные корпоративные новости, поделиться опытом, получить обратную связь и так далее.

За многолетнюю работу на глобальном рынке высоких технологий компания сформировала штат высококвалифицированных специалистов. Поэтому руководство Softline большое внимание уделяет повышению вовлеченности персонала, снижению текучести кадров, подготовке кадрового резерва, применению механизма ротации для приобретения новых навыков и обмена опытом. Сегодня в компании много сотрудников, которые работают здесь уже более 5 и даже 10 лет.

Насколько сильно изменились цели Softline на ближайшее будущее и перспективу?

– Несмотря на спад российской и мировой экономики, наша компания демонстрирует уверенный рост и быстро адаптируется к новым вызовам. Это свидетельствует об устойчивой бизнес-модели Softline и разумной диверсификации бизнеса компании.

Между тем, компания непрерывно совершенствуется, рассматривает новые бизнес-модели, потенциальные точки роста, новые форматы сотрудничества со стратегическими партнерами и высокотехнологичными стартапами. Например, в этом году компания Softline первой в России получила компетенцию GreenLake в рамках специализации HPE Pointnext. Этот статус позволяет специалистам компании выступать в качестве экспертов по выбору и внедрению сервисной модели Pay-as-You-Go. Пакет GreenLake включает в себя такие группы решений, как Big Data, Edge Computing, Backup, а также SAP HANA и EDB Postgres.

Также мы ожидаем, что в связи со вступлением в силу с января 2021 года соответствующих директив и новых мер поддержки отечественных разработчиков в рамках налогового маневра в сфере ИТ, в тренде будет тема импортозамещения.

Что еще, важное для вашей компании, стало иным, а что осталось прежним?

За 9 месяцев финансового года Softline показала динамику роста около 20 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Компания расширила специализации у ведущих вендоров и открыла нескольких новых центров компетенций, приобрела бизнес по аутсорсингу разработки ПО у Группы «Аплана», расширила географию своего присутствия на 4 страны. Softline Ecommerce была включена в отчет IDC Worldwide B2C Digital Commerce Platforms 2020, а контакт-центр Allsoft Ecommerce – в ТОП-3 лучших в мире (см. интервью раздела «Softline» от 28 декабря 2020 г.).

– В рамках обновленной бизнес-стратегии мы пересмотрели подход к ведению бизнеса. Сейчас в портфеле Softline существенную долю занимают так называемые Value-продукты и сервисы.

Данные исследований ведущих аналитических компаний показывают, что пандемия способствует тому, что расходы на цифровизацию в компаниях только увеличиваются. Сегодня заказчикам необходимы гибкие и экономически оправданные инструменты для ведения бизнеса, в том числе в онлайн-среде. Softline стремится к тому, чтобы удовлетворить потребность крупных заказчиков в создании прикладных и отраслевых программных решений и сервисов в рамках цифровой трансформации. Поэтому на объединение усилий команд Softline Digital и Softline Development возлагаются очень большие надежды.

Важно, что в 2020 году нам удалось добиться высокого уровня удовлетворенности клиентов, в том числе благодаря высоким стандартам качества сервисов службы консультационной и технической поддержки, а также внедрению и развитию цифровых платформ.

Что касается второй части вопроса, то в ИТ-бизнесе основная ценность – это компетентные сотрудники. Поэтому особенно важно сохранить бережное отношение к таким сотрудникам, предоставить им возможность реализовать свой потенциал и обеспечить карьерный рост. Кстати, 2021 год объявлен в компании Годом сотрудников.

Кроме того, Softline продолжает выстраивать партнерскую экосистему на основе взаимовыгодного сотрудничества. Статус интегратора обеспечивает комплексный подход и позволяет оказывать клиентам услуги «под ключ». В 2020 году компания заключила ряд партнерских соглашений с вендорами в области инфраструктурных, сетевых и коммуникационных решений, информационной безопасности, импортозамещения ПО, VR-решений, робототехники, инженерных систем зданий и др. Развивается сотрудничество с партнерами и на международных рынках.

Как вы считаете, каким будет дальнейшее развитие событий в меняющемся мире?

– Бум проектов, связанных с организацией удаленных рабочих мест и пилотных проектов цифровизации уже прошел, и мы не ожидаем резких скачков на ИТ-рынке. Вполне вероятно, что, начиная со второй половины следующего года, мы увидим поступательный рост рынка за счет спроса на цифровую инфраструктуру и сервисы – ИИ, гиперконвергентную инфраструктуру, периферийные вычисления, микросервисы и так далее.

Не останутся без внимания средства для цифрового проектирования (САПР и BIM) и цифровых двойников, которые сегодня активно используются не только в традиционных отраслях (машиностроение и строительство), но и в энергетике, нефтегазовой отрасли, судостроении, на транспорте. Комбинирование цифрового проектирования с AR/VR-технологиями создают качественно новые возможности для цифровой трансформации предприятий. Наблюдается повышенный интерес к средствам 3D-проектирования и в сфере высшего образования. Так, в декабре 2020 года Softline предоставила крупнейшим вузам России более 30 тыс. лицензий SOLIDWORKS Education Edition.

Еще один важный вектор – это информационная безопасность, который является, с одной стороны, одним из главных сдерживающих факторов в рамках цифровой трансформации с точки зрения заказчиков, но, с другой стороны, выступает драйвером для внедрения соответствующих решений и сервисов в рамках выполнения требований регуляторов (152-ФЗ, 187-ФЗ и другие). Softline как провайдер решений в сфере кибербезопасности предлагает как продукты ведущих вендоров-партнеров, так и собственной разработки, отвечающие современным рыночным трендам. А именно, SOC, обеспечение безопасности «удаленки», защита от мошенничества в онлайн-среде и так далее. Многие их предлагаемых продуктов доступны по сервисной модели, не требуют интеграции в инфраструктуру заказчика и легко масштабируются.

Большое спасибо за беседу!

 

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: Softline, Софтлайн