Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова: «Для входа в ИТ-профессию необходим продуманный план действий по самостоятельному или корпоративному обучению»

ИТ-обучение сегодня предлагают частные лица, вузы, коммерческие учебные центры, вендоры. Учат практически всему, что есть в ИТ. Одним из устойчивых трендов является использование модели «самообучающейся организации», когда процесс обучения максимально встраивается в рабочие процессы компании и из дискретного трансформируется в непрерывный. «Интерпроком» предлагает сервисы для коллективной работы, которые позволяют выстраивать такую современную модель. Об этом говорит доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова.

– Анна, расскажите об основных трендах корпоративного ИТ-образования. Чему сейчас компании учат ИТ-специалистов?

– Во главу угла корпоративного обучения ставятся цели и задачи компаний, на основе которых оценивается потребность в развитии тех или иных компетенций, осуществляется перспективное планирование профессионального роста и развития карьеры каждого отдельного сотрудника.

Один из основных трендов корпоративного ИТ-образования сейчас, как и любого другого – переход в онлайн. Оценка эффективности и результативности такого перехода зависит от многих факторов. Например, проведение лекций сильно отличается от проведения практических занятий. Для организации процесса в онлайн используются различные инструменты, от тик-тока, видеоконференций и вебинаров до сложных систем управления обучением, так называемых Learning Management Systems с созданием полноценных учебных курсов. В этом случае электронный учебный курс будет включать не только теоретический материал, но и выполнение практических заданий, тесты для оценки уровня знаний и широкий спектр других возможностей.

 

Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова

 

Однако, корпоративное обучение не ограничивается только курсами, размещением в базах данных инструкций и учебников для самостоятельного обучения. Недостаточно просто накачивать знаниями отдельных сотрудников, необходимо организовать постоянный обмен знаниями и опытом, чтобы обеспечить их сохранение внутри компании. Поэтому одним из устойчивых трендов сейчас является использование модели «самообучающейся организации», когда процесс обучения максимально встраивается в рабочие процессы компании и из дискретного трансформируется в непрерывный. В частности, для мотивации добровольного обмена знаниями используются профессиональные сообщества с инструментарием, аналогичным соцсетям, включая лайки, комментарии, wiki, голосования и многое другое, когда одним из главных мотиваторов является признание и поддержка экспертов. Такой подход позволяет выявлять таланты и специалистов с хорошими лидерскими качествами. Ещё одним важным результатом применения этой модели является возможность быстрой адаптации новых сотрудников с оперативной навигацией по информационным ресурсам, коллегам и признанным экспертам в нужной области.

HCL Domino (ранее IBM Domino) - платформа для построения решений совместной работы и социального бизнес-взаимодействия. О новых функциях и возможностях HCL Domino 12.0.1, помогающих повысить эффективность коллективной работы в цифровом пространстве, рассказывает Игорь Бреус, ведущий архитектор решений компании «Интерпроком» (см. интервью раздела «Интерпроком» от 11 февраля 2022 г.).

«Интерпроком» предлагает сервисы для коллективной работы, которые позволяют выстраивать такую современную модель самообучающейся организации.

Стоит отметить, что возможности ИИ позволяют выстраивать модель, которую я бы назвала «интеллектуальный помощник» для быстрого выявления и навигации по источникам корпоративных экспертных знаний, от инструкций и курсов до специалистов компании по нужной тематике в текущий момент.

ИТ-обучение сегодня стало очень доступным на любой вкус и кошелек - от пользователей офисных приложений и систем уровня ERP до администрирования и разработки мобильных приложений и сложных прикладных решений. Обучение предлагают практически все: частные лица, вузы, коммерческие учебные центры, вендоры. Учат практически всему, что есть в ИТ – от системного администрирования и разработки до технологий Интернета вещей и искусственного интеллекта.

Наш опыт показывает, что основная нехватка ИТ-кадров во всей отрасли наблюдается в области разработки автоматизированных информационных систем и информационной безопасности. Мы ощущаем нехватку как аналитиков, постановщиков задач, так и программистов, и специалистов, умеющих настраивать под требования заказчика готовые программные продукты. Следовательно, и критическая потребность в обучении наблюдается именно здесь.

При этом хотелось бы отметить, что важна не только глубина погружения в отдельную технологию, но и широта охвата ИТ, умение видеть картину целиком.

И если до недавнего времени был спрос в основном на ИТ-специалистов по зарубежному ПО, то в свете происходящих событий и насущной потребности в импортозамещении необходимы специалисты, знающие российские продукты, и рынку ИТ-образования надо оперативно реагировать на изменения, которые имеют характер долгосрочного тренда.

Сейчас ИТ-навыками должен обладать практически любой сотрудник. Однако реальный уровень цифровой грамотности персонала во многих организациях пока оставляет желать лучшего. Как научить всех работе в «цифре» и нужно ли это делать?

В настоящий момент внедрение комплаенса с точки зрения закона не является обязательным для большинства российских компаний, в том числе и в ИТ, но отсутствие контроля и несоблюдение законов и стандартов может привести к самым серьезным последствиям. О комплаенс-политике ИТ-компаний на отечественном рынке говорит ИТ-директор компании «Интерпроком» Олег Слядников (см. интервью раздела «Интерпроком» от 7 сентября 2021 г.).

– Казалось бы, сегодня мало кто может провести хотя бы короткое время без смартфона или другого персонального устройства, но жить в виртуальном мире и внедрять цифровые технологии - не одно и то же. И здесь я бы разделила обучение пользователей и обучение профессиональных ИТ-специалистов.

Обучение пользователей обычно не очень продолжительное и занимает несколько дней, в то время как подготовка ИТ-специалистов, как аналитиков, так и разработчиков разных уровней квалификации, может занять месяцы и даже годы. Поэтому приходится оценивать риски и затраты. Зачастую компании предпочитают «перекупить» квалифицированного специалиста на рынке и сразу получить отдачу от его работы, или взять под проекты фрилансеров или аутсорсинговые компании, чем обучать своих сотрудников. Но в условиях дефицита кадров таковых можно не найти или они будут стоить так дорого, что будет просто не рентабельно.

При принятии решения, кого из сотрудников, чему и в каком объеме надо обучить, обычно руководствуются видением перспективы и стратегией развития компании. В текущем моменте ориентируются на запросы руководителей о необходимости повышения каких‑либо компетенций, которые, в свою очередь, знают возможности и потенциал своих специалистов, составляют с ними планы индивидуального профессионального развития и получают обратную связь от сотрудника.

Компаниям не хватает ИТ-специалистов. Можно ли решить эту проблему с помощью учебных центров?

– Чтобы получить специалистов в области ИТ-технологий, а не просто уверенных пользователей, приходится прикладывать много усилий. Задача повышения квалификации ИТ-специалистов вполне может быть решена с помощью профильного обучения в учебных центрах и прохождения сертификации. Для подготовки специалистов с нуля компания «Интерпроком» идет по пути выстраивания более тесного сотрудничества с вузами. Например, мы плодотворно взаимодействуем с кафедрой информационных систем Института информационных систем Государственного университета управления. В 2018 году было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «Интерпроком» проводит занятия для студентов ГУУ по дисциплине «Корпоративные информационные системы» и предоставляет им возможность прохождения практики в реальных проектах компании. Студенты получают как теоретические знания в области организации стандартных бизнес-процессов управления материальными активами предприятий и знакомятся с современными концепциями управления этими активами, так и возможность овладеть навыками работы с новейшим программным обеспечением по этой тематике. Во время стажировки они начинают решать пусть не очень большие, но реальные задачи, оценивая реальный результат своей работы, у них есть возможность выбрать направление дальнейшего профессионального развития - в качестве разработчика, интегратора, консультанта по внедрению или аналитика. Одновременно с этим мы отладили систему наставничества. В результате студенты получают опыт и возможное трудоустройство, а наша компания - перспективных кандидатов, а не кота в мешке.

 

 

Многие люди за последние два года решили радикально сменить профессию и пойти в ИТ. Возможно ли с нуля стать айтишником и что для этого нужно?

Объемы бизнеса «Интерпроком» в области СЭД/ECM имеют положительную динамику, наработки компании позволяют строить смелые прогнозы по востребованности её систем электронного документооборота среди компаний малого и среднего бизнеса. Об этом говорит руководитель практики СЭД компании «Интерпроком» Артем Андреев (см. интервью раздела «Интерпроком» от 10 февраля 2022 г.).

– Для входа в ИТ-профессию, как и в любую другу, недостаточно только одного желания, необходим продуманный план действий по самостоятельному или корпоративному обучению в контексте потребностей рынка или конкретной компании. И, конечно, это большой труд. Если компании нужны ИТ-специалисты, и она готова вкладываться в перепрофилирование сотрудников, то на время обучения вы трудоустроены и финансово защищены, в помощь, скорее всего, будет выделен наставник, чтобы перенять практический опыт. Если компания не готова оказать поддержку, то разумно распределите свое свободное время и оцените возможности обучения после работы. Для людей, которые находятся в свободном плавании, при кардинальном перепрофилировании стоит заранее создать финансовую подушку безопасности на время обучения и поиска работы. Как и в любом деле, надо проявлять настойчивость, терпение и трудолюбие. Не стоит надеяться на чудо, дорогу осилит только идущий.

Хотелось бы обратить внимание на то, что ИТ-специалист сегодня просто не имеет права замыкаться на одной области знаний. Информационные технологии образуют сложную экосистему, и необходимо понимать общую картину устройства ИТ-мира. Фокусируясь на выполнении специализированной задачи, важно иметь целостный взгляд на ИТ-инфраструктуру «с высоты птичьего полета». Ни преподаватели, ни обучающиеся не должны забывать, что специализация должна строиться на прочном фундаменте теоретических основ ИТ-технологий и проектной деятельности.

Как дальше будет развиваться ИТ-обучение?

– Здесь я бы говорила о двух направлениях: обучение ИТ-специалистов и «не ИТ-специалистов».

Сначала про обучение «не ИТ-специалистов». В связи с большим дефицитом разработчиков набирает обороты разработка low-code с минимальным использованием программирования. Используя эти инструменты, каждый пользователь может в интуитивно понятной среде разработки самостоятельно создавать приложения с нуля для повышения эффективности своей работы, оперируя формами, данными и процессами. Таким образом бизнес-пользователи становятся разработчиками нового поколения так называемого «гражданского программирования», а у профессиональных разработчиков появляется возможность сконцентрироваться на более сложных проектах, не отвлекаясь на многочисленные и зачастую очень специфические задачи отдельных бизнес-сотрудников. И перед теми, кто обучает и формирует программы обучения, стоит задача сформировать у таких не ИТ-специалистов не только новые знания и навыки, но и целостный взгляд на ИТ, понимание организации ИТ-процессов. Например, даже при небольшой разработке недостаточно только создать бизнес-приложение и протестировать, необходимо соответствовать принятым в компании ИТ-политикам, включая вопросы документирования, отслеживание версионности, организации сопровождения и многих других аспектов, чтобы не создавать хаос, а органично встраиваться в стройную ИТ-экосистему.

Для ИТ-специалистов обучение будет все больше расширяться и углубляться в область цифровых технологий согласно современным трендам – облака, Интернет вещей и большие данные, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение, информационная безопасность и программирование.

Большое спасибо за беседу!

Автор: Анна Тумакова.

Тематики: Кадры

Ключевые слова: обучение, IT-обучение, кадры, Интерпроком