Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» (ГК ЛАНИТ) Марина Макарова: В последние годы растет спрос на обучение работе с российским ПО и различными дистрибутивами Linux. Также среди самых востребованных направлений - курсы для DevOps-инженеров, бизнес-аналитиков, инженеров данных. Много запросов на обучение руководителей проектов, чтобы они эффективно использовали прикладные инструменты. Есть еще важный момент - многие профессии становятся кроссфункицональными, поэтому и учебные программы перестраиваются на освоение навыков новых специальностей. Раньше мы обучали конкретным программным продуктам, а теперь специалисты должны уметь работать в команде, управлять данными, знать принципы гибких методологий и т.п. Соответственно, программы обучения тоже становятся комплексными и обязательно включают реализацию проектов на кейсах заказчика.
Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Марина Макарова
Директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов: Корпоративное обучение - это система накопления и передачи различного рода знаний, которые относятся непосредственно к определенной организации или корпорации, которые затем используются для достижения целей, стоящих перед корпорацией. Особенность корпоративного обучения заключается в том, что если корпоративный учебный центр и не имеет образовательной лицензии и не осуществляет внешнее обучение, то знания и компетенции, которые передаются сотрудникам, востребованы только внутри компании и не могут быть признаны в других компаниях.
Корпоративное обучение может быть направлено как на развитие личностных компетенций человека (это умение работать в команде, ответственность, коммуникабельность, умение управлять коллективами, правильно ставить задачи и др.), так и профессиональных. Личностные компетенции, как правило, получают через различные психологические тренинги. Надо понимать, что личностные компетенции сильно зависят от характера и темперамента человека, и это необходимо учитывать при формировании личностного профиля конкретного сотрудника. С профессиональными компетенциями проще. Если мы говорим про корпоративное обучение, то развиваются те из них, которые нужны внутри компании - например, знание определенных языков программирования. Каждая компания сама определяет пул компетенций, которые нужны специалисту. Понятно, что проводить такое обучение внутри компании – затратно: нужно иметь в штате своих преподавателей и методистов, постоянно разрабатывать курсы и материалы курсов, обновлять их и так далее. Некоторые компании коммерциализируют эту деятельность, получают лицензию на дополнительное профессиональное образование (ДПО).
Директор департамента образования ГК «Астра», ректор «Астра Академии» Федор Кирдяшов
Руководитель Департамента обучения и развития Softline Анжелла Татарская: ИТ-специалистов можно разделить на две категории: тех, кто занимаются продажами и тех, кто занимается разработкой. Для первой группы ключевыми являются навыки коммуникативного общения, выстраивания партнерских отношений. Также в связи с новыми тенденциями рынка актуальным становится обучение продуктам и решениям для российских компаний, которые мы готовы предложить заказчикам уже сейчас. Если мы говорим про ИТ-разработку, то здесь необходимо понимание объектно-ориентированного программирования, знание языка C#, цикла разработки. Сохраняется тренд на обучение Data Science, Java-программированию, Data Engineering, AI, Data Mining, IoT, DevOps. Наша компания имеет высшие статусы по основным мировым вендорам, поэтому ИТ-архитекторы и аналитики должны непрерывно получать и поддерживать сложные вендорские сертификации по соответствующим продуктам – MCSE, CCIE, HCIE, ITIL Expert, ISTQB, PMI PMP и многим другим.
Руководитель Департамента обучения и развития Softline Анжелла Татарская
Руководитель направления «Дистанционное обучение» Учебного центра Softline Ирина Янова: Постоянное повышение квалификации – основа карьерного роста. Это особенно важно для ИТ отрасли, учитывая динамику ее развития. Трендом корпоративного обучения всегда будут практико-ориентированные курсы, направленные не только на формирование знаний, но и практических умений, необходимых для решения профессиональных задач, с которыми сталкиваются ИТ специалисты при выполнении должностных обязанностей. На таких курсах слушатели анализируют примеры реальных производственных ситуаций, возможные ошибки и вместе с тренером ищут пути их решения. В настоящее время очевидна тенденция на сокращение продолжительности обучения до 32 академических часов, чтобы не «мариновать» слушателей подолгу, при этом все более актуальным становится онлайн-формат обучения. Безусловно, при выборе направлений обучения основной вектор сориентирован на импортозамещение, сети кибербезопасности, серверные решения и оборудование.
Руководитель направления «Дистанционное обучение» Учебного центра Softline Ирина Янова
Директор Учебного центра РДТЕХ Ольга Борзова: Для среднего и крупного сегмента бизнеса неизменно актуальным остается вопрос квалифицированных кадров и в частности – ИТ-специалистов. Поскольку спрос на них значительно превышает предложение, многие компании внедряют стажерские программы, предпочитая «выращивать» необходимых сотрудников самостоятельно, привлекая для обучения специализированные учебные центры. Подобным образом также решается вопрос повышения квалификации опытных специалистов, периодически обучающихся работе с новыми или смежными технологиями. При этом заказчики корпоративного ИТ-обучения хотят видеть в учебном центре не просто подрядчика, а полноценного партнера. Так, получив запрос на комплексную подготовку специалистов, мы в УЦ РДТЕХ предоставляем варианты возможного обучения в зависимости от целей, бюджета, потребностей бизнеса и предпочтительного формата. Следует отметить возрастающий спрос на дистанционное и гибридное обучение. Также все большую популярность набирает микролёнинг (англ. microlearning), предоставляющий учащимся небольшие модули контента для изучения в удобное для них время. В свете последних событий один из самых актуальных трендов - вопрос импортозамещения. Например, за последний месяц количество получаемых нами запросов на обучение по направлению PostgreSQL увеличилось в несколько раз.
Директор Учебного центра РДТЕХ Ольга Борзова
Начальник отдела персонала компании КОМПЛИТ Юлия Линевич: Конечно же, всегда на первом месте обучение по направлению работы, но в новых условиях на первый план выходит совсем другое. Это обучение, связанное с развитием softskills: работа по управлению удаленной командой, работа со стрессом, взаимодействие в команде и т.п. Как никогда это стало важно.
Начальник отдела персонала компании КОМПЛИТ Юлия Линевич
Бизнес-партнер по управлению персоналом Т1 Интеграции Анна Пташко: Содержание учебных программ для ИТ-специалистов зависит от бизнес-задач конкретного работодателя. В большинстве крупных компаний можно выделить три ключевых направления: профессиональное обучение («жесткие» профильные знания и навыки, специфичные для конкретной ИТ-профессии), корпоративное обучение (внутренние регламенты и информационные системы компании) и развитие личностных компетенций (например, личная эффективность, управленческие навыки). Приходя в новую компанию и входя в руководящую роль, ИТ-специалисты проходят программы адаптационного обучения – участвуют в программах развития управленческих компетенций. Приступая к совместному проекту в кросс-функциональной команде – изучают подходы agile и так далее. Бизнес задействует различные инструменты корпоративного обучения, чтобы обеспечивать эффективность своих сотрудников на каждой конкретной роли или функции. Основная специфика проявляется в сфере профессионального обучения. Так, для системных интеграторов ключевую роль играет вендорская сертификация инженеров. Компании, специализирующиеся на разработке ПО или ИТ-консалтинге, могут фокусироваться на обучении начинающих специалистов, активно развивая внутренние стажерские программы. Преподавателями в таком случае могут выступать более опытные ИТ-эксперты компании.
Бизнес-партнер по управлению персоналом Т1 Интеграции Анна Пташко
Технический директор ГК InfoWatch Андрей Бирюков: Наша компания в большинстве случаев нанимает готовых технических специалистов, поэтому обучение Hard Skills для нас не является актуальным. При этом время одиночек в разработке давно прошло, современное ИТ – это слаженные команды, состоящие из специалистов в разных областях, которые работают на результат. Вследствие этого мы проводим обучение, развивающие навыки Soft Skills, командной работы и управленческие компетенции. Обучение техническим навыкам в большинстве случаев идет в рамках повседневной работы. Иногда мы можем привлекать внешнее обучение для редких областей, но эта история не является регулярной.
Технический директор ГК InfoWatch Андрей Бирюков
Генеральный директор компании «Национальная платформа» Андрей Зарипов: В 2020 году компания «Национальная платформа» запустила программу Академия «Ма-3», в рамках которой мы проводим обучение партнеров, заказчиков и повышаем квалификацию своих сотрудников, готовим для себя кадры. На текущий момент разработано и внедрено более 28 курсов по отечественной ERP-платформе «Ма-3», которые охватывают такие направления как: «Финансы» («Учёт и отчетность», «Основные средства», «Бюджетирование»), «Логистика» («Управление проектами», «Закупки», «Управление запасами», «Сбыт»), «Производство» («Управление производством», «Управление разработкой», «Технологический контроль качества»), а также «Администрирование» и «Разработка». Курсы «Управление проектами», «Управление логистическими процессами», «Управление финансами» вошли в реестр образовательных программ и инициатив Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ). В марте 2022 года внедрен курс, направленный на подготовку разработчиков, то есть на обучение квалифицированных специалистов для внедрения и развития российской промышленной ERP-платформы.
Генеральный директор компании «Национальная платформа» Андрей Зарипов
Отдельно хочу обратить внимание на подготовку молодых кадров. Государство предпринимает реальные шаги, чтобы сделать образование более практикоориентированным. Так, запущена программа «Приоритет-2030», целью которой является сформировать широкую группу университетов, которые станут лидерами в создании нового научного знания, технологий и разработок для внедрения в российскую экономику и социальную сферу. Компания «Национальная платформа», со своей стороны, уже участвует в процессе подготовки квалифицированных кадров в рамках высшего образования. Курсы нашей Академии «Ма-3» по направлениям «Логистика» и «Финансы» включены в учебный процесс ГБОУ ВО МО Технологический университет имени А.А. Леонова. Ведутся переговоры с рядом заинтересованных ведущих вузов страны о включении курсов в учебные дисциплины.
Руководитель направления в департаменте управления знаниями «Ростелекома» Екатерина Кузьмина: Текущий тренд ИТ-образования, конечно же - цифровые навыки, сейчас они как никогда актуальны. Под цифровыми навыками может быть не только обучение языкам программирования, но и инструментам улучшения/автоматизации/оптимизации своей работы, инструментам работы с данными, цифровому этикету и т.д.
Руководитель направления в департаменте управления знаниями «Ростелекома» Екатерина Кузьмина
Директор по развитию и управлению талантами в ИТ «Ростелекома» Виолетта Трегуб и руководитель направления обучения в ИТ «Ростелекома» Наталья Будилина: В ИТ-кластере мы выделяем два основных фокуса обучения. Лидеров команд мы обучаем soft skills (начиная от навыков личной эффективности, заканчивая освоением всего необходимого инструментария для эффективной работы с командами). Специалистов мы обучаем hard skills (узко специализированные экспертные школы по направлениям аналитики, разработки и тестированию).
Директор по развитию и управлению талантами в ИТ «Ростелекома» Виолетта Трегуб и руководитель направления обучения в ИТ «Ростелекома» Наталья Будилина
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова: Один из основных трендов корпоративного ИТ-образования сейчас, как и любого другого – переход в онлайн. Оценка эффективности и результативности такого перехода зависит от многих факторов. Например, проведение лекций сильно отличается от проведения практических занятий. Для организации процесса в онлайн используются различные инструменты, от тик-тока, видеоконференций и вебинаров до сложных систем управления обучением, так называемых Learning Management Systems с созданием полноценных учебных курсов. Однако, недостаточно просто накачивать знаниями отдельных сотрудников, необходимо организовать постоянный обмен знаниями и опытом, чтобы обеспечить их сохранение внутри компании. Поэтому одним из устойчивых трендов сейчас является использование модели «самообучающейся организации», когда процесс обучения максимально встраивается в рабочие процессы компании и из дискретного трансформируется в непрерывный. В частности, для мотивации добровольного обмена знаниями, используются профессиональные сообщества с инструментарием, аналогичным соцсетям, включая лайки, комментарии, wiki, голосования и многое другое, когда одним из главных мотиваторов является признание и поддержка экспертов.
Доцент кафедры информационных систем Института информационных систем ГУУ, директор проектов компании «Интерпроком» Анна Терехова
Наш опыт показывает, что основная нехватка ИТ-кадров во всей отрасли наблюдается в области разработки автоматизированных информационных систем и информационной безопасности. При этом, мы ощущаем нехватку как аналитиков, постановщиков задач, так и программистов, и специалистов, умеющих настраивать под требования заказчика готовые программные продукты. Следовательно, и критическая потребность в обучении наблюдается именно здесь. При этом хотелось бы отметить, что важна не только глубина погружения в отдельную технологию, но и широта охвата ИТ, умение видеть картину целиком.
Директор департамента развития системных продуктов РЕД СОФТ Роман Симаков: По моим наблюдениям, компании делятся на два типа: те, которые готовы идти на сотрудничество только с опытными специалистами, и те, которые готовы брать начинающих и проводить корпоративное обучение. РЕД СОФТ относится ко второму типу. В наших стенах мы помогаем молодым специалистам осваивать Linux, развивать навыки программирования на Java, C++, Python. По сути, мы учим их тому, что применяем сами. Реальность такова, что на рынке мало опытных специалистов, а молодые имеют только теоретическое представление о работе. В этой ситуации мы видим только один выход - воспитывать и обучать тех, кто будет определять будущее российского IT, самостоятельно.
Директор департамента развития системных продуктов РЕД СОФТ Роман Симаков
Марина Макарова («ЛАНИТ»): Нужно обязательно, и многие компании уже к этому приходят. Только за прошлый год число запросов на выравнивание цифровых компетенций сотрудников у нас выросло в три раза. Работодатели ждут от соискателей наличия базовых ИТ-навыков: умения работать с установленным в организации ПО, максимально эффективно использовать программные продукты и сервисы для работы, коммуницировать в удаленном режиме. И требования компаний к цифровым компетенциям сотрудников будут только расти. Для решения этой задачи наши заказчики обращаются за разработкой прозрачных механизмов оценки и развития персонала вплоть до внедрения модели цифровых компетенций. Такой подход позволяет выявить пробелы в навыках у сотрудников, разработать индивидуальные образовательные траектории, программы и научить всех работать «в цифре».
Федор Кирдяшов («Астра»): Согласно определению, данному на сайте Минцифры РФ, цифровая грамотность - это «умение пользоваться поисковыми системами и находить нужную и полезную информацию, способность отличить добросовестные и вызывающие доверие источники информации от недобросовестных, знание о системах родительского контроля и умение ими пользоваться». В таком понимании у нас все сотрудники грамотны.
Если же подразумевать цифровую грамотность как умение использовать те ИТ-продукты, которые встречаются в повседневной и производственной деятельности компании, то, конечно, проблемы существуют. У нас сейчас всё переходит в цифру, и этому учить надо всех, а главное – всех педагогов, которые передают знания школьникам, студентам, слушателям. Если этого не делать, то информационные технологии в компании будут использоваться неэффективно. И здесь есть достаточно серьезный вопрос - кто за это должен отвечать? Большая госкорпорация, международная или российская коммерческая компания может позволить себе организовать обучение внутри себя. Но для организации дополнительных курсов в области цифровой грамотности для учителей, педагогов, медработников и различных категорий госслужащих необходима помощь государства. Площадка «Кадры для цифровой экономики» часть таких задач решает. Но мне кажется, этот процесс необходимо еще лучше систематизировать, чтобы было понимание, какие конкретно компетенции мы относим к цифровой грамотности, какие компетенции нужны тем или иным конкретным специалистам.
Анжелла Татарская (Softline): В базовый набор цифровых навыков входит владение мессенджерами и понимание цифровых трендов. Немаловажно умение управлять проектами, знание основ кибербезопасности и владение элементарными BI-инструментами. Но цифровые технологии окружают нас повсеместно, и уровень цифровой грамотности повышается в процессе работы вместе с профессиональным развитием сотрудника. Конечно, необходимо прокачивать свои digital skills, но специализированное обучение не требуется. Например, в период пандемии всем пришлось адаптироваться к новым реалиям и осваивать безопасные способы общения в программах ВКС, проведение онлайн-мероприятий, площадки для обучения в онлайн-формате. Хороший тренд – действовать на опережение, полезным инструментом стал обучающий чат-бот, который дает необходимую информацию малыми долями, microlearning.
Ирина Янова (УЦ Softline): Именно уровень цифровых компетенций во многом определяет динамику профессионального развития сотрудника и его карьерный рост. В современном мире цифровая грамотность также необходима, как и умения читать, писать и считать. Вот далеко не полный перечень основных базовых навыков, которые должны быть сформированы у любого сотрудника и на которые должен обращать внимание работодатель, – это грамотное использование цифровых ресурсов и цифрового контента, безопасность при работе в сети, работа с информацией и персональными данными, умение использовать информационные технологии для решения бизнес-задач. А специализированные цифровые компетенции могут быть сформированы на курсах.
Ольга Борзова (УЦ РДТЕХ): Нужно ли обучать сотрудников основам цифровой грамотности? На мой взгляд, мы получили однозначный ответ весной 2020 года. За первые недели карантина практически всем стало понятно, что компаниям невозможно адаптироваться к переменам без развитой ИТ-инфраструктуры и digital-навыков сотрудников. Поскольку тренд на цифровизацию всех бизнес-процессов продолжит набирать обороты, цифровая грамотность должна стать одной из базовых компетенций специалистов различных подразделений. Обучать сотрудников можно в корпоративном университете или в специализированных центрах дополнительного профессионального образования. При этом важную роль играет понимание специалистами важности и необходимости приобретения digital-навыков для сохранения своей конкурентоспособности на современном рынке труда.
Юлия Линевич (КОМПЛИТ): Я думаю, что цифровая грамотность сейчас на высоком уровне, без этого теперь просто не обойтись. Мы для себя выделяем обучение, направленное на получение полезных или специфических знаний, которые могут пригодиться в текущей работе или расширить горизонты человека, в том числе в повседневной жизни. К примеру, в компании есть курс по информационной безопасности, разработанный нашими же специалистами. И этот курс будет полезен не только для освоения каких-то внутренних процессов компании, но и в обычной жизни людей. Тем самым мы помогаем нашим сотрудникам поддерживать свою безопасность на должном уровне.
Андрей Бирюков (InfoWatch): В случае сотрудников, которые по работе не занимаются разработкой или внедрением программных продуктов, а работают как пользователи бизнес-приложений, с моей точки зрения, обучение может идти в два этапа: верхнеуровневое обучение использованию приложения («что такое 1С»), а потом закрепление навыков на рабочем месте под управлением старшего товарища. Возможно, что первый этап можно заменить на короткую обзорную лекцию. При этом для всех подразделений актуально регулярное обучение ИБ, так как инциденты происходят редко и наработать опыт работы с ними негде. Поэтому повторение - мать учения, как в случае тренировок по пожарной эвакуации.
Екатерина Кузьмина («Ростелеком»): Для развития культуры цифровой грамотности мы в прошлом году создали модель цифровых компетенций, в которую входят основные базовые цифровые навыки, которыми должен обладать каждый наш сотрудник. В этом году у нас в фокусе разработка инструментов оценки данных навыков и создание мероприятий/активностей по развитию цифровых навыков.
Виолетта Трегуб и Наталья Будилина («Ростелеком»): Несмотря на всеобщую цифровизацию, до сих пор существует множество профессий и направлений деятельности, где глубокого погружения в «цифру» не требуется, достаточно наличия базовых навыков работы с классическими ПО. В таких случаях достаточно проводить узкопрофильные обучения, которые необходимы для осуществления работы этих специалистов.
Анна Терехова («Интерпроком»): Я бы разделила обучение пользователей и обучение профессиональных ИТ-специалистов. Обучение пользователей обычно не очень продолжительное и занимает несколько дней, в то время как подготовка ИТ-специалистов, как аналитиков, так и разработчиков разных уровней квалификации, может занять месяцы и даже годы. Поэтому приходится оценивать риски и затраты. Зачастую компании предпочитают «перекупить» квалифицированного специалиста на рынке и сразу получить отдачу от его работы, или взять под проекты фрилансеров или аутсорсинговые компании, чем обучать своих сотрудников. Но в условиях дефицита кадров таковых можно не найти или они будут стоить так дорого, что будет просто не рентабельно. При принятии решения кого из сотрудников, чему и в каком объеме надо обучить обычно руководствуются видением перспективы и стратегией развития компании. В текущем моменте ориентируются на запросы руководителей о необходимости повышения каких‑либо компетенций.
Роман Симаков (РЕД СОФТ): На сегодняшний день персональный компьютер - неотъемлемая часть практически любого рабочего места. И умение правильно им пользоваться - один из важнейших навыков. Здесь речь не только об элементарных умениях как, например, использование текстовых редакторов, а ещё о знании и применении основ информационной безопасности. В этом есть и другой «подводный камень»: не все хотят прикладывать усилия для развития своих IT-навыков. По нашему мнению, выходом может стать развитие цифровых компетенций со школьной скамьи. И РЕД СОФТ всячески содействует этому. Для организации учебного процесса компания осуществляет безвозмездную передачу неисключительного права на свои программные продукты учебным заведениям.
Марина Макарова («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Дефицит ИТ-специалистов огромен и, по общим оценкам, в ближайшее время только вырастет. Наша задача не только в том, чтобы найти или обучить ИТ-специалистов. Гораздо важнее получить сотрудников, подготовленных на кейсах конкретной организации с учетом отраслевой специфики, внутренних бизнес-процессов, своих и клиентских проектов. Здесь возможны разные варианты. Отлично работают стажерские программы, когда мы находим и отбираем начинающих специалистов, учим их по специально утвержденной программе и после передаем заказчику уже готовые лояльные кадры. Есть еще одна тенденция: некоторые профессии отмирают, и в компаниях высвобождается персонал, который можно переквалифицировать в ИТ. Так наши заказчики получают тестировщиков из инженеров технической поддержки, а из операционистов - аналитиков.
Федор Кирдяшов («Астра»): Чтобы понять ответ на этот вопрос, необходимо понимать, как устроена система образования, и на какие уровни она подразделяется. Учебные центры относятся к дополнительному профессиональному образованию и могут быть использованы в качестве дополнительного образования, то есть могут помочь осуществить подготовку специалистов по отдельным компетенциям. И главное, чтобы компании сами понимали, каких конкретно компетенций не хватает сотрудникам, и знали, в каком учебном центре специалист может получить необходимую дополнительную компетенцию. Но основа всё-таки в профессиональном и высшем образовании. Сейчас есть много колледжей и вузов, дающих прекрасные компетенции, но из-за того, что нет связки с компаниями, а компании сами не хотят вкладываться в развитие персонала, получается то, что получается. У себя в компании мы используем систему, когда молодой специалист может прийти на первоначальную должность и далее развиваться, используя в том числе и учебные центры.
Анжелла Татарская (Softline): Возможностей для обучения и переквалификации сегодня достаточно, но все равно наблюдется дефицит ИТ-специалистов. Можно решать эту проблему посредством аутсорсинга или учебных центров. Мы работаем не только с ВУЗами и молодыми специалистами, также Softline открыта для сотрудников, которые готовы переквалифицироваться и освоить ИТ-профессию. Для этого существуют внешние центры переквалификации и ИТ-инкубаторы внутри компаний, которые помогают своим специалистам освоить новое направление. Отлично зарекомендовала себя система наставничества, или привлечения опытного работника в помощь новому сотруднику.
Ирина Янова (УЦ Softline): Нехватка ИТ-специалистов неслучайна, ведь весь бизнес давно ушел в онлайн. Кого ищут компании? Специалистов, которые могут настраивать различные ИТ-системы, построить безопасную ИТ-инфраструктуру компании, обеспечить качественный сервис и техническую поддержку. Кадровый голод в ИТ-отрасли позволяет начинающим сотрудникам с хорошим портфолио быстро получать работу и двигаться по карьерной лестнице. Однако без основы и прокачки своих навыков развитие невозможно. Ответ на ваш вопрос однозначный: да, можно решить проблему подготовки высокопрофессиональных ИТ-кадров с помощью дополнительного профессионального образования. Но необходимо выполнение одного условия – это наличие обязательной базовой подготовки в профильной отрасли.
Ольга Борзова (УЦ РДТЕХ): Обращение в специализированный учебный центр помогает с эффективным решением этой задачи. Учебные центры имеют готовые программы обучения, в основе которых лежит многолетний опыт сотрудничества с компаниями различных отраслей экономики, и которые могут быть легко и быстро адаптированы под индивидуальные потребности любого заказчика.
Юлия Линевич (КОМПЛИТ): Это очень актуальный вопрос. И все больше компаний не только задумываются, но и уже создают такие учебные центры у себя. Конечно, эту проблему не только можно, но и нужно решать таким способом.
Андрей Бирюков (InfoWatch): На мой взгляд, общеразвивающие курсы не эффективны потому, что для квалифицированного программиста, в первую очередь, нужна практика, а не только теоретические знания. Для этого существует профильное обучение, включающее теорию и практическую часть. Схема может быть такой – обучение в учебном центре/институте, а потом устройство на работу в качестве junior-специалиста для получения навыков. Собственно, так сейчас все и работает, только не выпускники учебных центров, а выпускники вузов.
Екатерина Кузьмина («Ростелеком»): Только учебными центрами однозначно нет, так как любую программу, которую мы проводим вместе с внешними партнерами, всегда адаптируем под нашу специфику и приглашаем внутренних экспертов для того, чтобы сотрудников на обучение максимально сразу погрузить в реалии компании. Учебными центрами возможно закрыть базовые навыки, но все равно дальше их нужно приземлять на каждую отрасль/компанию.
Виолетта Трегуб и Наталья Будилина («Ростелеком»): Скорее, нужна коллаборация учебных центров и профильных компаний. Поскольку ИТ-специалист с теоретическими знаниями - это еще не полноценный ИТ-специалист, нужен практический опыт. Здорово, когда учебные центры могут обеспечить стажировку в крупных ИТ-компаниях сразу после успешного окончания обучения. Таким образом, например, «Ростелеком» сотрудничает с «Хекслет».
Анна Терехова («Интерпроком»): Задача повышения квалификации ИТ-специалистов вполне может быть решена с помощью профильного обучения в учебных центрах и прохождения сертификации. Для подготовки специалистов с нуля компания «Интерпроком» идет по пути выстраивания более тесного сотрудничества с вузами. Например, мы плодотворно взаимодействуем с кафедрой информационных систем Института информационных систем Государственного университета управления. В 2018 году было подписано официальное соглашение о сотрудничестве, в рамках которого «Интерпроком» проводит занятия для студентов ГУУ по дисциплине «Корпоративные информационные системы» и предоставляет им возможность прохождения практики в реальных проектах компании. Одновременно с этим мы отладили систему наставничества. В результате студенты получают опыт и возможное трудоустройство, а наша компания - перспективных кандидатов, а не кота в мешке.
Роман Симаков (РЕД СОФТ): Проблема нехватки специалистов - комплексный вопрос и возлагать надежды на учебные центры как на «волшебную таблетку», на мой взгляд, не следует. Они, скорее, играют роль учебного заведения, где можно на основе уже имеющейся базы знаний пройти переподготовку.
Марина Макарова («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Конечно, можно, было бы намерение. Сейчас такое время, что люди в течение трудовой жизни успевают сменить несколько профессий. И развитие технологий ведет к тому, что все скоро станут немного айтишниками. В рамках проекта по подготовке ИТ-кадров для цифровизации Удмуртии мы проводим обучение будущих тестировщиков. Среди слушателей достаточно не только технических специалистов, желающих повысить квалификацию, но и работников совершенно других профессий. Мы провели опрос о причинах получения ими новой профессии. Более 60 % опрошенных назвали востребованность ИТ-специалистов и неограниченные возможности для роста в ИТ-сфере. Второй по популярности мотив – явное следствие пандемии и переоценки приоритетов. Люди хотят работать удаленно, гибко управлять своим временем, соблюдать work-life-balance и видят эту возможность именно в ИТ. Другой вопрос - какую траекторию для себя выбрать? Просто окончить курсы недостаточно, необходимо практическое подкрепление новых навыков. И вот на этом этапе очень важно не сдаваться, но и не стремиться сразу найти высокооплачиваемую работу, а быть готовым расти в выбранной компании со стартовой позиции.
Федор Кирдяшов («Астра»): Могу со 100%-ой уверенностью ответить положительно. Прийти в ИТ можно в любом возрасте и с любым багажом, но обязательно у человека должен большой быть личный и профессиональный интерес к этой области, он должен быть мотивирован начать разбираться в ИТ, тратить на это свои временные ресурсы. Кроме того, надо четко понимать свои предпосылки перехода в ИТ. Потому что это модно, престижно, хорошо оплачивается или потому, что к этому есть горячий интерес и склонность?
Часто возникает вопрос: а с чего начать изучать ИТ? ИТ сфера очень многообразна и не обязательно сразу целиться в программисты, разумнее будет начать с системного администратора. Человек начинает не просто изучать ОС, а разбираться в процессах. Он постепенно разбирается, что такое информационная система и ее составляющие, как они взаимосвязаны и функционируют, и тогда администрирование может перейти на уровень внедрения или программирования. Если выстроить плавный переход, получить первоначальные навыки, то потом, постепенно разбираясь в специфике ИТ-сферы, можно выбрать себе путь и постепенно нарастить свои профессиональные компетенции, используя в том числе и ресурсы ДПО, и как раз в этом вопросе учебные центры могут сыграть серьёзную роль. Здесь отмечу, что уникальность нашей компании в том, что мы являемся разработчиками системного ПО. То есть, изучая наше ПО, человек может постепенно переходить в область ИТ.
Анжелла Татарская (Softline): Уверена, что возможно. Самое важное задаться целью и правильно выбрать курс. Также очень важны мотивация и поддержка в реализации цели. Многие наши сотрудники начинали карьеру в подразделении, не связанном ИТ, но в процессе освоили необходимые айтишнику навыки и сменили рабочий профиль. У нас есть программа ротации, которая позволяет погрузиться в специфику другого подразделения, спланировать для себя траекторию развития в новой роли. Это один из инструментов развития и переквалификации внутри компании.
Ирина Янова (УЦ Softline): Безусловно, возможно. На просторах Интернета есть очень много материалов, статей, книг, приложений, видео для новичков. Вопрос в другом: как стать высококвалифицированным ИТ-специалистом с нуля! Программисты, чтобы вырасти от младшего специалиста до Senior, проходят годы практики, постоянного самообразования и дополнительного обучения.
Ольга Борзова (УЦ РДТЕХ): Если есть желание сменить сферу на ИТ и готовность учиться, то всё в ваших руках. Большим плюсом при этом будет знание английского языка. По нашим наблюдениям, у новичков пользуются спросом курсы по направлениям Java, Python и SQL.
Юлия Линевич (КОМПЛИТ): На мой взгляд, все возможно, тем более если человек чувствует в себе силы и способности к этому. Сейчас много курсов по повышению квалификации и смене деятельности, в том числе в направлении ИТ. А так как потребность в людях в этом направлении велика, то даже переквалифицировавшиеся специалисты пользуются спросом, начиная свой путь в ИТ.
Анна Пташко (Т1 Интеграция): В рамках ИТ существует несколько функциональных направлений. Некоторые из них обязательно требуют профильного высшего образования и существенного опыта работы (например, инженер вычислительных комплексов или архитектор). Однако на такие ИТ-профессии, как аналитик, тестировщик или, например, разработчик (Java/Python/фронтенд) сегодня можно обучиться посредством онлайн-курсов длительностью до года. Безусловно, чтобы стать востребованным специалистом, помимо знаний потребуется получить практический опыт работы, принять участие в программах стажировки и реальных ИТ-проектах с опытом решения разносторонних кейсов.
Андрей Бирюков (InfoWatch): Есть много людей, решивших сменить профессию и развиваться именно в ИТ-сфере. Безусловно, человеку из отрасли гуманитарных знаний будет сложнее, потому что технический бэкграунд является большим плюсом. Однако, если человек хочет и имеет мотивацию быть хорошим программистом, это вполне реально.
Екатерина Кузьмина («Ростелеком»): Да, однозначно. Для этого должно быть огромное желание изучать информацию и практиковаться. Основной залог успеха – это много практики, написание программ, скриптов и т.д. Сейчас достаточно много информации в открытых источниках, поэтому базовые навыки можно получить совсем бесплатно, плюс многие компании проводят стажировки, где каждый может попробовать себя и сделать первые шаги в новой профессии. Никогда не поздно пойти в ИТ, там нет возрастных ограничений.
Виолетта Трегуб и Наталья Будилина («Ростелеком»): С нуля стать айтишником можно, если специалист готов к постоянному обучению, потому что сфера очень быстро меняется. Есть несколько способов зайти в ИТ: через любую из ИТ-профессий с позиции Junior после прохождения профильного обучения; через стажировку в компаниях от ВУЗов/учебных центров; через смежные профессии, придя на работу в ИТ-компанию, например, администратором проекта, помощником РП или сотрудником бэк-офиса.
Анна Терехова («Интерпроком»): Для входа в ИТ-профессию, как и в любую другую, недостаточно только одного желания, необходим продуманный план действий по самостоятельному или корпоративному обучению в контексте потребностей рынка или конкретной компании. И, конечно, это большой труд. Если компании нужны ИТ-специалисты, и она готова вкладываться в перепрофилирование сотрудников, то на время обучения вы трудоустроены и финансово защищены, в помощь скорее всего будет выделен наставник, чтобы перенять практический опыт. Если компания не готова оказать поддержку, то разумно распределите свое свободное время и оцените возможности обучения после работы. Для людей, которые находятся в свободном плавании, при кардинальном перепрофилировании стоит заранее создать финансовую подушку безопасности на время обучения и поиска работы. Как и в любом деле, надо проявлять настойчивость, терпение и трудолюбие. Не стоит надеяться на чудо, дорогу осилит только идущий.
Хотелось бы обратить внимание на то, что ИТ-специалист сегодня просто не имеет права замыкаться на одной области знаний. Информационные технологии образуют сложную экосистему, и необходимо понимать общую картину устройства ИТ-мира. Фокусируясь на выполнении специализированной задачи, важно иметь целостный взгляд на ИТ-инфраструктуру «с высоты птичьего полета». Ни преподаватели, ни обучающиеся не должны забывать, что специализация должна строиться на прочном фундаменте теоретических основ ИТ-технологий и проектной деятельности.
Роман Симаков (РЕД СОФТ): На данный момент всемирная паутина пестрит предложениями о курсах, которые помогут освоить профессию IT-специалиста в довольно сжатые сроки. На мой взгляд, освоить эту профессию на «стартовом» уровне за 2 года сложно, но возможно. Это потребует от учащегося хорошего уровня математической подготовки, технического и даже творческого склада ума, усидчивости и большого количества личного времени. Но, тем не менее, важно помнить, что специалистом человека делают не только знания, но и опыт. Поэтому для полноценного освоения профессии потребуется больше чем год или два.
Марина Макарова («Сетевая Академия ЛАНИТ»): Очевидно, что в ближайшее время продолжится стремительный рост спроса на импортозамещение. Цифровую трансформацию компаний уже не остановить. Более того, в условиях высокой неопределенности особенно важны перемены. Даже если будет меняться технологический стэк, основные принципы и модели внедрения «цифровой ДНК» в компаниях останутся неизменными. Это значит, что необходимо обучение использованию digital-технологий на всех уровнях: от топ-менеджмента до рядовых сотрудников. Конечно, во главе этих процессов должны стоять сильные лидеры цифровой трансформации. Они должны уметь не просто внедрять инновации, но запускать процессы непрерывных глубинных изменений в компании и управлять ими - на уровне бизнес-модели, структуры, людей, ролей, операционных ритмов.
Федор Кирдяшов («Астра»): Мы не знаем, кто нам будет нужен через 5 лет, и трудно сказать, что станет через этот промежуток времени с системой образования. Скажу одно: все, что можно было включить в систему образования, мы уже включили. Главное теперь - навести во всем этом порядок, чтобы в многообразии форм обучения и курсов студенты и педагоги не запутались. Бывает, что одна возможность с точки зрения ресурсного обеспечения перебивает другую возможность – я имею в виду, прежде всего, временной ресурс. Человек не может 24 часа учиться всему на свете – одновременно в вузе, на курсах, на «цифровой кафедре», и к тому же набирать опыт, подрабатывая. Для хорошего результата необходимо системно все это выстроить.
Анжелла Татарская (Softline): Можно уверено сказать, что специфические знания для внедрения продуктов и программного обеспечения для российского рынка будут наиболее актуальны в этом году.
Ирина Янова (УЦ Softline): ИТ-сегмент получил мощный стимул для роста еще в начале пандемии и сейчас набирает обороты. Сфера ИТ-обучения не исключение. Востребованность онлайн-технологий в 2021 году увеличилась многократно, и, как результат, выросли расходы на ИТ, часть из которых составляет статья на обучение. Востребованными по-прежнему остаются ИТ-обучение по линейке отечественных продуктов и решений и свободному программному обеспечению.
Ольга Борзова (УЦ РДТЕХ): Продолжит расти популярность онлайн-образования. Как следствие – будут развиваться и совершенствоваться специализированные образовательные платформы. Большинство экспертов сходятся в том, что рынок ждет резкий рост применения в учебном процессе средств виртуальной/дополненной реальности, искусственного интеллекта и других передовых технологий. Люди и компании будут увеличивать инвестиции в сферу ИТ-образования. При этом на рынке корпоративного обучения все большую ценность приобретают комплексные предложения провайдеров, адаптируемые под потребности каждого заказчика.
Юлия Линевич (КОМПЛИТ): Я думаю, ИТ-обучение будет молодеть, будет снижаться возраст обучающихся. Сейчас возникает много школ по программированию для детей с 6 лет. Представляете, насколько сместился возраст в этом плане. В связи с этим будут молодеть и кадры. Это любопытная тенденция, за развитием которой стоит наблюдать.
Анна Пташко (Т1 Интеграция): Я вижу развитие ИТ-обучения в расширении возможностей и повышении качества дистанционного формата. Период пандемии научил нас эффективно работать и учиться «на удаленке», и этот тренд будет только усиливаться. За последние несколько лет множество курсов, которые ранее проводились исключительно в очном формате, смогли успешно перейти в дистанционный без потери качества и содержания. Платформы дистанционного обучения получат свое развитие за счет дальнейшего усиления методической базы учебных материалов, совершенствования технологической основы и улучшения пользовательского интерфейса.
Андрей Бирюков (InfoWatch): Учитывая актуальность информационных технологий сегодня во всех сферах жизни, можно предположить, что и обучение по этой дисциплине будет востребовано рынком.
Екатерина Кузьмина («Ростелеком»): На мой взгляд, будет больше коротких интенсивных программ переквалификации, так как инвестировать полгода на смену профессии сейчас уже не каждый готов, хочется быстрых результатов.
Виолетта Трегуб и Наталья Будилина («Ростелеком»): Обучение будет адаптироваться под потребности рынка. Сейчас фокус ИТ-компаний на импортозамещение и удержание ценных кадров.
Анна Терехова («Интерпроком»): Здесь я бы говорила о двух направлениях: обучение ИТ-специалистов и «не ИТ-специалистов». Сначала про обучение «не ИТ-специалистов». В связи с большим дефицитом разработчиков набирает обороты разработка low-code с минимальным использованием программирования. Используя эти инструменты, каждый пользователь может в интуитивно понятной среде разработки самостоятельно создавать приложения с нуля для повышения эффективности своей работы, оперируя формами, данными и процессами. Таким образом бизнес-пользователи становятся разработчиками нового поколения так называемого «гражданского программирования», а у профессиональных разработчиков появляется возможность сконцентрироваться на более сложных проектах, не отвлекаясь на многочисленные и зачастую очень специфические задачи отдельных бизнес-сотрудников. И перед теми, кто обучает и формирует программы обучения стоит задача сформировать у таких не ИТ-специалистов не только новые знания и навыки, но и целостный взгляд на ИТ, понимание организации ИТ-процессов. Для ИТ-специалистов обучение будет все больше расширяться и углубляться в область цифровых технологий согласно современным трендам – облака, Интернет вещей и большие данные, аналитика, искусственный интеллект и машинное обучение, информационная безопасность и программирование.
Роман Симаков (РЕД СОФТ): Всё будет зависеть от курса, который будет избран внутри страны по этому вопросу. Компания «РЕД СОФТ», как отечественный вендор, готова содействовать всем мерам государства по развитию кадрового потенциала. Мы верим, что совместная деятельность государства и ИT-компаний в этом направлении поспособствует росту и укреплению внутреннего рынка и приблизит нас к моменту, когда мы станем технологически независимой страной с богатым кадровым резервом.
ICT-Online.ru: Большое спасибо за беседу!