Генеральный директор компании «Зебра Телеком СПб» Андрей Кузьмин: «За прошлый год наша клиентская база выросла в два раза»

Компания «Зебра Телеком» появилась в Петербурге летом 2002 года, в ряду сразу нескольких столичных компаний, которых привлек местный частный рынок телекоммуникационных услуг. На данный момент «Зебра» добилась наиболее заметных успехов среди них, и, более того, обогнала или вплотную приблизилась к традиционным местным лидерам. Об итогах работы петербургского филиала «Зебры Телеком» и его планах мы поговорили с генеральным директором «Зебра Телеком Санкт-Петербург» Андреем Кузьминым.

Андрей Валентинович, с какими итогами "Зебра Телеком СПб" закончила 2004 год?

Как большинство телекоммуникационных компаний, «Зебра Телеком СПб» завершает финансовый год в марте, поэтому говорить об официальных итогах работы компании несколько преждевременно. Однако, по предварительным данным, результаты работы соответствуют финансовым планам компании – оборот компании вырос за год в два раза, достигнув двух миллионов долларов, что составляет около 10% общего оборота «Зебра Телеком».

«Зебра Телеком СПб» сохранила плановые показатели на фоне происходящего в отрасли снижения тарифов IP-телефонии, естественно повлекшего и снижение маржинальности традиционных сегментов рынка IP-телефонии. Эта тенденция привела к значительному увеличению запланированного объема обслуживаемого трафика. Обработка возросшего объема трафика потребовала от компании соответствующего развития технической базы. В прошлом году в компании была внедрена система управления качеством IP-телефонии, позволившая компании обработать увеличенный объем трафика на традиционно высоком уровне.

Также в прошлом году «Зебра Телеком» занималась созданием системы сквозного управления, позволившей оптимизировать все бизнес-процессы внутри компании и получать максимальную отдачу от бизнеса. Система не имеет аналогов в отрасли, и представляет собой сложный взаимоувязанный комплекс различных программ, позволяющий менеджменту контролировать практически все аспекты бизнес-процессов, протекающих в компании. Система сквозного управления полностью учитывает все потребности в управленческой информации компании – оператора IP-телефонии; система связана со всеми базами данных компании, постоянно пополняемыми информацией, поступающей из всевозможных источников, в том числе, - непосредственно от технического оборудования. На базе этих данных система практически в режиме реального времени предоставляет целый набор аналитических отчетов и многомерных баз данных для последующего анализа средствами OLAP, позволяющих быстро и своевременно принимать необходимые управленческие и финансовые решения, анализировать деятельность компании в целом, отдельных департаментов и сотрудников. Система упрощает схему взаимодействия подразделений внутри компании, значительно сокращая временные затраты.

Результаты работы компании были по достоинству оценены нашими пользователями, за прошлый год клиентская база «Зебра Телеком» выросла в два раза.

"Зебра Телеком СПб" достаточно долго являлась своего рода уникальным проектом для головной компании. Каковы сейчас позиции филиала на фоне федерального проекта "Зебра Телеком", какие основные события происходили в российской сети компании за минувший год?

Роль «Зебра Телеком Санкт-Петербург» по отношению к федеральной программе компании не изменилась. Петербург остается центром федеральной сети компании в Северо-Западном регионе, и представляет собой плацдарм для доскональной отработки как технологических решений, так и бизнес-процессов, которые передаются региональным партнерам компании. Мы предлагаем своим партнерам только полностью проверенные решения. Без опыта «Зебра Телеком СПб» такая степень ответственности перед партнерами была бы невозможна.

В качестве примеров могу привести Интернет-центр «Зебра», открытый весной 2004 года в Санкт-Петербурге на Московском вокзале, услуги собственного call-центра, программу партнерских карт, дополнительные голосовые сервисы, действующие на базе универсальных карт «Зебра Телеком».

Отмечу, что все свои достижения «Зебра Телеком» сразу же превращает в дополнительные возможности для своих региональных партнеров. Как я уже говорил, весь прошлый год компания занималась разработкой и внедрением системы сквозного управления. Один из блоков этой системы позволяет аккумулировать различные данные операторского бизнеса, и на их основе генерирует целый ряд отчетов, позволяющих оперативно и точно принимать важные управленческие решения, анализировать маржинальность, распределение трафика по направлениям, получать аналитическую информацию по клиентским продуктам и многое другое. В планах компании - ввести для своих партнеров расширенную информационно-аналитическую поддержку, основанную на базе данного модуля. Она позволит региональным партнерам компании практически повысить эффективность маркетинга, бюджетирования и управления ресурсами своего предприятия за счет возможности оперативно получать от «Зебра Телеком» набор стандартных отчетов.

Еще одно важное нововведение «Зебра Телеком» в региональной программе - это организация качественных каналов в удаленные регионы России c доведением их максимально близко к технической площадке партнера. В настоящее время создано уже десять таких каналов – в Ростов-на-Дону, Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Барнаул, Волгоград, Петропавловск-Камчатский, Саратов, Тулу, Иркутск. Использование этих каналов, с одной стороны, позволяет оператору устранить важнейшую причину некачественной связи, а с другой – снизить себестоимость трафика и тарифы для конечных потребителей, поскольку в каналах «Зебра Телеком» трафик тарифицируется в зависимости от объема.

В прошлом году у "Зебры Телеком СПб" стартовало два отдельных проекта - интернет-кафе, совмещенное с переговорным пунктом и игровым клубом. На его же основе вы запустили Wi-Fi зону. Что показали эти проекты, каковы их перспективы развития?

Действительно, в марте 2004 года «Зебра Телеком СПб» объявила об открытии собственного Интернет-центра «Зебра», расположенного на Московском вокзале. Его отличительной чертой стало объединение полноценного кафе, переговорного пункта IP телефонии, рабочих мест, оборудованных специально для бизнес-пользователей, а также игровых компьютеров и компьютеров, предназначенных для доступа в Интернет. Нашей задачей была отработка новой для «Зебра Телеком» бизнес-модели, непосредственно связанной со стратегическим направлением компании - IP-технологией. Проект изначально был задуман как «пилотная» зона для дальнейшей передачи технологии нашим партнерам.

Интернет-центру скоро исполниться год. Это успешный проект, позволяющий компании экспериментировать и с незнакомым направлением бизнеса, и с новыми технологиями. Так, в декабре прошлого года в центре появилась новая услуга - «Широкополосный доступ в Интернет по Wi-Fi». Она является дополнительным сервисом для пользователей универсальных карт «Зебра Телеком СПб» и предлагается бизнес-пользователям и туристам - владельцам мобильных компьютеров. Таким образом, компания отрабатывает сразу две технологии – включение услуги Wi-Fi на территории общественной точки доступа в Интернет и ее интеграцию с карточным продуктом «Зебра Телеком».

Приобретенный опыт позволил нам более функционально перераспределить зональность кафе, и буквально на днях Интернет-центр «Зебра» предстанет перед нашими клиентами в новом переоборудованном виде.

Как бы вы оценили рыночную ситуацию на рынке карточных услуг Петербурга, сложившуюся к концу 2004 года? Каково место здесь вашей компании?

Рынок карточных услуг Санкт-Петербурга продолжает активно развиваться. На мой взгляд, наибольший вклад в рост рынка карточных услуг вносит IP-телефония. По оценкам аналитиков J'son&Partners, на долю карточной телефонии приходится уже около 20% рынка дальней связи Петербурга. В дальнейшем этот показатель будет только расти.

С ростом рынка растет и конкуренция на нем. Замечу, что прошлый год был отмечен активной маркетинговой политикой всех крупных игроков на рынке телекоммуникационных карт как в секторе IP-телефонии, так и в секторе коммутируемого доступа в Интернет.

Также прослеживается тенденция работы ведущих операторов на потребительском рынке под различными карточными брендами. Это и различные партнерские продукты с ведущими сетями салонов связи, и телекоммуникационные карты компаний, входящих в единый холдинг.

Для Петербурга важной тенденцией стал выход сразу нескольких питерских операторов на московский рынок предоплаченных карт. Здесь прослеживается тенденция аналогичная питерской экспансии московских операторов, проходившая в 2002 году.

«Зебра Телеком СПб» остается одним из лидеров операторов IP-телефонии и доступа в Интернет в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе и занимает 20% потребительского рынка IP-телефонии. Ведущее место в данном секторе компании обеспечивает постоянная работа над поддержанием на традиционно высоком уровне качества предлагаемых услуг, введение дополнительных сервисов по картам «Зебра Телеком СПб», активная маркетинговая политика, работа с дилерской сетью и развитие партнерских проектов.

"Зебра ТелекомСпб" отметилась на местном рынке большим количеством акций - от запуска совместных карт с дилерами до выпуска тематических продуктов, типа карт "Зенит", "Зодиак" и т.д. В этом же ряду и карты ISIC. Какую эффективность показали данные мероприятия?

Активная маркетинговая политика – одна из составляющих успешного продвижения «Зебра Телеком СПб» на потребительском рынке. Ее особенностью в 2004 году стала работа с совместными продуктами. В прошлом году были выпущены совместные карты с футбольным клубом «Зенит», были запущены программы для студентов «ISIC@ZEBRA» и «EURO<26» и др. В первую очередь, совместные проекты направлены на расширение аудитории карт IP-телефонии. Благодаря им, компания укрепляет свои позиции в различных нишевых сегментах рынка.

Такая политика дает свои результаты. Например, сегодня около 30% пользователей карт компании – это молодые люди в возрасте до 25 лет.

Также компания является лидером рынка по выпуску телекоммуникационных карт под торговыми марками ведущих салонов связи. На счету «Зебра Телеком СПб» пять подобных проектов, а вместе с московскими – их общее число к концу года достигло 14. Сегодня можно говорить не о «пилотном» проекте, а о сложившемся направлении бизнеса, запущенным «Зебра Телеком». Причем, это направление начали развивать и другие петербургские операторы.

Работа по продвижению совместных продуктов весьма эффективна. Так, в декабре 2004 года их общая доля в объеме продаж карт «Зебра Телеком СПб» составила около 15%.

Расскажите о ближайших планах развития филиала.

В ближайших планах «Зебра Телеком СПб» - дальнейшее наращивание технической мощности петербургского узла связи. Так, в скором времени будет расширен канал связи с московским узлом компании в связи со значительным ростом голосового трафика, передаваемого между Санкт-Петербургом и Москвой.

Кроме того, планируется расширение спектра дополнительных услуг, предлагаемых по картам компании: введение веб-почты, голосовых почтовых ящиков, услуги звонка с компьютера на телефон и с компьютера на компьютер. Причем последняя услуга предполагает разработку собственного программного обеспечения с обязательной технической поддержкой пользователей.

Также в планах компании – предоставление в Петербурге услуг традиционной телефонии и доступа в Интернет по выделенным линиям. К сожалению, в связи с задержкой принятия нормативной базы, подлежащих лицензированию, «Зебра Телеком СПб», как и многие другие телекоммуникационные компании, уже больше года ожидает получения соответствующих лицензий.

Рубрики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Торговые сети, Кадры