Генеральный директор «Технополис – Санкт-Петербург» Питер Коучмэн: «Слепо копировать финские модели инновационного развития в России невозможно»

Петербургский технопарк «Технополис Пулково», открывшийся осенью 2010 года, изначально появился в городе по инициативе петербургских властей для того, чтобы рассказать, показать и научить особенностям европейских процессов развития бизнеса, бизнес-инкубирования и инноваций в соседней Финляндии. «Технополис Пулково» позиционирует себя как удобную площадку для обмена идей, проведения проектов и место для деловых встреч различных уровней. О том, как для крупнейшего финского технопарка в России прошел 2011 год, рассказывает генеральный директор компании «Технополис – Санкт-Петербург» Питер Коучмэн.

 Питер, расскажите, пожалуйста, как прошел 2011 год для «Технополиса»? Какие события, произошедшие в этом году, вам бы хотелось отметить в первую очередь?

 - Год прошел хорошо. По сути 2011 год – это первый полный год существования «Технополис Пулково». Только в 2011 году к нам заехал первый крупный клиент. Стоит отметить, что ровно год назад, в декабре 2010 года, здание было заполнено на 5 – 8 %, а сейчас заполненность здания – все 100 %, у нас нет ни одного свободного метра офисных помещений. Сейчас в компаниях, базирующихся в «Технополис Пулково», работает более 2 тыс. человек.

Также «Технополис» провел в 2011 году 15 мероприятий самого разного уровня: от традиционных деловых завтраков до серьезных проектов по организации индивидуальных встреч между финскими компаниями и российскими представителями digital media.

Кроме работы в самом здании технопарка мы занимаемся благоустройством близлежащих территорий. Также напротив дома 40 по Пулковскому шоссе за счет «Технополиса» был облагорожен пустырь и превращен в небольшой сквер с зелеными насаждениями, за которым мы ухаживаем и который мы поддерживаем в надлежащем виде. В следующем году мы планируем установить в парке новые скамейки, посадить новые деревья и кусты.

 Возникали ли какие-то проблемы у «Технополиса Пулково» за этот период?

 - Основная существующая проблема – это то, что у нас не получается договориться с городской администрацией по поводу постройки пешеходного перехода через Пулковское шоссе, даже за счет «Технополиса». Если раньше какие-то подвижки были в данном вопросе, то сейчас все замерло, мы просто наткнулись на непрошибаемую стену. Также стоит отметить, что, несмотря на то, что проект полностью финский как по концепции, так и по сути, финская компания делала этот проект силой своих «дочек» – российских компаний, и, соответственно, качество их работы проигрывало по сравнению с качеством работы финских фирм. Результат нас устроил не полностью, и поэтому мы сейчас улучшаем то, что нам не доделали во время строительства и монтажа.

 Заполняемость «Технополиса Пулково» сейчас, по вашим словам, достигла 100 %. Похоже, это несомненный успех. Как вам это удалось?

 - Мы добились стопроцентной заполненности помещений тем, что всегда и во всем предлагали хорошее европейское качество. У нас действительно хорошая, вменяемая команда, по обслуживанию клиентов мы держим высокую планку качества, и за это нас ценят. Также стоит отметить, что была проведена большая работа даже на уровне legwork (букв. – ножная работа, – прим. ред.), мы много ходили, много договаривались, пока не достигли того, чего в результате достигли.

 «Технополис» позиционирует себя не только в качестве удобной бизнес-площадки, но и в целом предлагает комфортные условия для посетителей. Например, в «Технополисе» есть бесплатный Wi-Fi по всему зданию. Что стоит за концепцией вашего отношения к тем, кто приходит сюда заниматься бизнесом или же просто к кому-то в гости?

 - Идея следующая: даже если говорить не об арендаторах, а о посетителях. Идея «Технополиса» всегда была в том, чтобы человек, оказавшийся на его территории, почувствовал, что он находится не в России, а уже в Финляндии. Существует такая поговорка: the grass is always greener on the other side of the fence («трава всегда зеленей на другой стороне забора»), в нашем же случае это была четко поставленная задача: доказать, что «трава зеленее» именно на нашей стороне.

 Задача оказалась выполнена?

 - Когда человек подъезжает к шлагбауму нашей территории, он уже начинает ощущать, что находится не в России. Соответственно, и сервис, и отношения, и все остальное мы делаем так, чтобы человеку было максимально комфортабельно. Например, мы полностью и категорически отказались от проверки паспортов на стойке приема посетителей с самого начала существования «Технополиса Пулково». Сама стойка вынесена за периметр службы безопасности, кроме того, любые посетители, к примеру, ожидающие своих знакомых, которые работают в «Технополисе», могут воспользоваться рестораном или же частью холла с хорошей мебелью, не проходя периметр. Причем в ресторане можно не только выпить кофе или заказать обед, но и, воспользовавшись нашим Wi-Fi, поработать на ноутбуке, что позволяет провести время ожидания не только с удовольствием, но и с пользой. Тот фрагмент «Технополиса», включающий в себя ресторан и часть холла, находящуюся в открытом доступе, – это тоже показатель нашей политики, затрагивающей не только клиентов, но и простых посетителей.

 Полная заполняемость – это результат, который касается только офисных помещений. Какие услуги еще может «Технополис» предложить для своих потенциальных клиентов?

 - Наша работа с клиентами, разумеется, не ограничивается взаимодействием с арендаторами офисного пространства. В частности, мы сознательно стремимся сделать технопарк активной зоной для деловых встреч. У нас есть достаточное количество высококомфортабельных переговорных комнат, которые можно очень дешево снимать с почасовой оплатой. Наш продукт настолько привлекателен с конкурентной точки зрения, что люди, у которых назначена встреча в Московском районе, едут к нам. Нам важно, чтобы не только наши клиенты, но и рядовые посетители, приезжающие на такие встречи, чувствовали себя очень комфортно.

 Как в целом сложился проект? Что можно сказать по истечении уже достаточно длительного опыта его коммерческой эксплуатации?

 - Проект сложился удачно. Если вопрос в том, окупает ли себя «Технополис Пулково», то да, окупает. И хотя в Петербурге очень высоки налоги на собственность, это не та проблема, с которой сталкиваемся исключительно мы. Другое дело, когда «Технополис», построенный по финским лекалам и поддерживающий финскую концепцию ведения бизнеса, сталкивается с тем, что не все элементы такой финской концепции успешно «приземляются» на российские реалии. Проиллюстрировать это может вопрос с использованием нашего платного паркинга: видимо, руководствуясь своим менталитетом, российские граждане не спешат пользоваться платными местами на стоянке, предпочитая парковать свои автомобили вдоль дорог, ну или вообще где придется. В то же время в любой цивилизованной стране, в той же Финляндии, платными паркингами пользуются все без исключения, и там нет такого сильного стремления к «халяве». Во всем остальном особенных проблем не наблюдаю.

 Как оценивают ваши финские коллеги петербургский проект?

 - Это здание является одним из лучших зданий, построенных «Технополисом», а наш ресторан считается вообще самым лучшим рестораном в стилистике «Технополиса». Что же касается перспектив, то второго февраля 2012 года ожидается принятие решения на совете директоров о продолжении инвестирования и строительства второй очереди здания. Если решение будет принято, то вторая очередь будет закончена к концу 2013 года.

 Какие планы существуют у «большого» «Технополиса»?

 - У «большого» «Технополиса» очень много планов, в частности, это интернациональное развитие во многих странах, в каких именно – пока еще нельзя сказать. В первую очередь, «большой» «Технополис» продолжает свое успешное развитие и расширение бизнеса в Финляндии. Сейчас строятся объекты в таких городах, как Хельсинки, Куопио и Тампере. Основной вектор развития «Технополиса» – это Европа за исключением, пожалуй, Греции и Испании.

 Когда «Технополис Пулково» только зарождался, шла речь о планировании включения в рамках общей деятельности технопарка сегмента бизнес-инкубирования. Что произошло в этом направлении?

 - Если в Финляндии «Технополис» долгое время выступал неким администратором между государственными фондами, которые оказывают финансовую поддержку растущему бизнесу, а также европейскими организациями, которые призваны налаживать бизнес-связи между различными странами, то в России эти ресурсы, администрированием которых занимался «Технополис», просто не представлены. Как выяснилось, слепо копировать финские модели в России абсолютно невозможно. Кроме того, надо понимать, что некие ожидания того, что компания «Технополис» придет и даст денег большому количеству стартаперов, – это, как минимум, неверное понимание концепции. «Технополис» не является венчурным инвестором. Задача «Технополиса» как в Финляндии, так и в России – служить площадкой для обмена идей и реализации проектов. Как я уже рассказывал, мы с этой задачей хорошо справляемся и будем двигаться в этом направлении дальше. Во всяком случае в 2012 год мы смотрим с большим оптимизмом и испытываем большие надежды.

Подробности

Компания Technopolis является одним из крупнейших операторов технопарков в Европе и ведущей финской компанией, специализирующейся в предоставлении операционной среды для высокотехнологичных компаний. Клиентами технологических центров Technopolis являются примерно 1200 компаний, в штате которых работают около 16 тыс. сотрудников, общая площадь технопарков оператора составляет более 500 тыс. кв. м. Европейский оператор предоставляет резидентам собственных технопарков и инновационных центров различные сервисы и услуги по развитию бизнеса. Инвестиции в первую очередь строительства петербургского проекта составили 50 млн евро. В рамках компании Technopolis работает Technopolis Ventures, которое является своего рода сервисным подразделением и занимается сейчас в том числе рядом дополнительных услуг для резидентов технопарков Technopolis, включая поиск инвесторов и финансирования (fundraising), организацию инвестиционных мероприятий, работу бизнес-инкубатора и т. д.

Автор: Алексей Голиков.

Тематики: Маркетинг, Кадры, Финансы, Инновации

Ключевые слова: технопарк, инновационная инфраструктура, Технополис, Technopolis, коммерческая недвижимость, бизнес-центр, бизнес-центры Петербурга, инновации