Не секрет, что нелицензионное использование программных продуктов носит противоправный характер, нарушает имущественные права правообладателя на интеллектуальную собственность и, следовательно, является правонарушением.
В связи с этим, хотелось бы подробнее рассказать о государственных мерах борьбы с компьютерным пиратством, защите авторских и смежных прав на программное обеспечение.
Охрана объектов интеллектуальной собственности, в том числе и программного обеспечения, предусмотрена законодательством Российской Федерации, в частности - в 4-й части Гражданского Кодекса Российской Федерации, где содержатся положения, имеющие принципиальное значение для юридической защиты правообладателей программного обеспечения, а так же для борьбы с нелицензионным использованием программных продуктов.
Как подтверждено в ГК РФ, программы для ЭВМ и базы данных относятся к объектам авторского права (ст.1225), а значит, автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать данную программу. Любое использование произведения, если оно осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование произведения, при этом важно заметить, что отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Использование программных продуктов должно осуществляться на основании договора с правообладателем. При заключении лицензионных договоров о предоставлении права использования ПО или базы данных часто применяется так называемая «оберточная» лицензия. Суть данной идеи заключается в том, что условия договора изложены непосредственно на приобретаемом экземпляре программ либо на упаковке этого экземпляра. Таким образом, вскрытие покупателем упаковки экземпляра программы для ЭВМ является действием, с помощью которого он выражает свое согласие на заключение договора. Другим примером действия, когда покупатель выражает свое согласие с условиями лицензионного соглашения, в которых описаны его основные права по использованию продукта, является выбор опции «Согласен» в момент установки продукта на компьютер пользователя.
Непосредственно ответственность за нарушение авторских и смежных прав при использовании нелицензионного программного обеспечения зависит от характера осуществляемых действий, нарушающих такие права, и в зависимости от этого может повлечь разные типы юридической ответственности – гражданско-правовую, административную и уголовную.
Гражданско-правовая ответственность наступает в случае предъявления требований от Правообладателя при нарушении его исключительного права. В этом случае он вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации, которая подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных ГК РФ, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1252 Кодекса пострадавшее лицо может требовать выплаты компенсации:
- в размере от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.
Административная ответственность за нарушение авторских и смежных прав устанавливает ст. 7.12 Кодекса об административных правонарушениях (КОАП), которая предусматривает, что ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование контрафактных программных продуктов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров.
Уголовная ответственность за нарушение авторских прав, установленная ст.146 УК РФ, предусматривается в случае если это деяние причинило крупный ущерб автору или правообладателю. Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость экземпляров контрафактных программных продуктов либо стоимость прав на использование объектов авторского права и смежных прав превышают 100 000 рублей, а в особо крупном размере – 1 000 000 рублей.
К гражданско-правовой ответственности могут привлекаться как непосредственный нарушитель в ходе рассмотрения дела судом общей юрисдикции, а также юридическое лицо в ходе арбитражного процесса. Административная ответственность может возлагаться как на непосредственного нарушителя, на должностных лиц (руководителя или индивидуального предпринимателя), на юридическое лицо. К уголовной ответственности могут привлекаться непосредственный нарушитель, должностное лицо (руководитель), IT-менеджер в связи с обязанностями, предусмотренными по трудовому договору или должностной инструкции.
Таким образом, используя нелицензионное ПО каждый из нас может понести реальную ответственность за данное правонарушение. В настоящее время нередко можно услышать о судах над компьютерными пиратами, вследствие которых устанавливается наказание в виде нескольких лет условного лишения свободы, а так же денежных штрафов.
Уважайте себя, берегите информацию, используйте лицензионное ПО.
(по материалам, предоставленным ООО "1С:Северо-Запад")