– Илья, насколько актуальными кажутся вам решения VR/AR? Когда у вашей компании появился интерес к ним, к каким именно VR/AR, почему потребовалось ввести их в арсенал?
– В октябре 2019 года мы создали специальное подразделение – Центр компетенций в сфере VR&AR, но компания интересовалась данным направлением и раньше. На данный момент виртуальная реальность становится стандартом в сфере обучения персонала. Она позволяет повысить эффективность обучения и создать вокруг себя новую инфраструктуру. Дополненная реальность, в свою очередь, имеет еще более широкое применение. Все больше компаний используют AR-решения в своих производственных, логистических и HR-задачах. У нас в портфеле уже есть несколько сильных решений, и мы будем продолжать наращивать экспертизу.
Руководитель центра компетенций в сфере VR&AR компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу ЛАНИТ) Илья Флакс
– В какой степени VR/AR – это про игровые и развлекательные моменты, а в какой – про серьезные инструменты для бизнеса? Какой из акцентов делает ваша компания?
– Технологии VR/AR сочетают в себе те или иные игровые механики для создания эффективного взаимодействия с виртуальной средой. Это важный элемент для пользовательского опыта. Наша компания стремится «приземлить» AR- и VR-технологии на задачи бизнеса, а в рамках решений для обучения и командной работы мы обязательно добавляем элементы геймификации.
– Какие VR/AR использует ваша компания сейчас? Что это – партнерские решения, собственные разработки? Если партнерские, то по какому принципу они выбраны, если собственные – то что это за внутренняя команда, занятая в этом направлении?
– У нас сильная внутренняя команда, часть из которой пришла к нам из Fibrum, которая имеет многолетний опыт в создании максимальной иммерсивности и погружения. За плечами десятки проектов и некоторые их них – для B2C-рынка, где предъявляются повышенные требования к визуальной и иммерсивной составляющей.
Партнерские решения мы также активно используем. Они выбираются по принципу «использовать лучшее и максимально эффективное». Например, недавно мы заключили официальное партнерство с TeamViewer и можем предложить самое сильное на рынке AR-решение для бизнеса - TeamViewer Frontline. Ключевые заказчики – представители промышленности и логистики.
– Что, все же, чаще применимо - VR или AR?
– Чаще и эффективнее бизнес может применить решения дополненной реальности. Они уже дают значительные положительные эффекты во многих бизнес-процессах – логистике, техническом обслуживании, адаптации персонала. В свою очередь, виртуальная реальность - это определенный способ донести информацию до сотрудников и клиентов, который подходит для обучения или командной работы, усиливая эффект и давая новый пользовательский опыт.
– Как вы оцениваете современное развитие рынка VR/AR и его перспективы?
– Виртуальная реальность уже прочно заняла свое место на рынке – с ее помощью мы можем получить качественный и эмоциональный опыт. Это касается как развлечений, так и бизнес-задач, например, по обучению, командной работе или адаптации персонала. В будущем мы будем получать новые возможности по мере развития оборудования. Появятся расширенные возможности для социальных взаимодействий. Мы внимательно следим за тем, как разработчики пытаются переносить эмоции и лица живых пользователей в виртуальную реальность, и уже знаем, где сможем применить это в своих проектах.
С дополненной реальностью все еще интереснее. С возрастающими мощностями смартфонов мы уже не привязаны к дорогостоящим очкам или стационарному оборудованию. Появляются возможности работать с реальным миром через виртуальный с точностью до нескольких миллиметров. Совсем скоро большинство из нас будет использовать бытовые AR-технологии каждый день. А бизнес получит мощные инструменты, которые откроют новые направления и позволят оптимизировать бизнес-процессы.
– Большое спасибо за беседу!