- Александр, как вы считаете, как отражается необходимость работать удаленно на рынке СЭД/ЕСМ, можно ли говорить в этом ключе об отечественной специфике?
- Мы продолжаем работать в штатном режиме, несмотря на переход к удаленной работе. Объем коммуникаций с нашими партнерами не изменился, разве что принял форму дистанционного общения. И, безусловно, мы видим рост интереса к платформам, обеспечивающим цифровое взаимодействие – пандемия обнажила проблемы, которые привыкли откладывать. Это касается и обновления устаревших программных продуктов, и внедрения новых технологий, и оптимизации консервативных бизнес-процессов. Привычная деятельность трансформируется, появилась необходимость выстроить процессы таким образом, чтобы каждое подразделение смогло эффективно выполнять свои задачи без территориальной привязки. Становятся нужными инструменты контроля исполнительской дисциплины. Подобная трансформация не закончится после снятия ограничений, многие уже начинают осознавать выгоды цифровизации, и возможные затраты сегодня – это прямые инвестиции в эффективность бизнеса завтра. На этом фоне в России становится востребованной концепция CSP, как эволюции СЭД/ECM. CSP – это платформа контент-сервисов, способная создать цифровую основу ключевых бизнес-процессов и сделать бизнес гибким, управление ресурсами более прозрачным, а деятельность эффективной и легко масштабируемой.
Руководитель направления ECM корпорации ЭЛАР Александр Кузнецов
- Как исторически развивались инструменты и решения, которые позволяют работать с документами удаленно, в линейке ЭЛАР?
- По сути, платформа ЭЛАР Контекст разрабатывалась как CSP. В это время Gartner только начинал употреблять этот термин. Мы делали сервис-ориентированную ECM-систему, понимая, что за этим подходом будущее. В отличие от монолитных продуктов, сервисы в рамках единой технологической платформы легко масштабируются и способны предоставить нужный функционал без привязки к месту и инфраструктуре. К примеру, ЭЛАР Контекст – кроссплатформенное решение, работает на любом стеке технологий, в том числе поддерживая связку Linux-Postgres-Эльбрус и клиентские места под управлением Linux с браузером «Спутник», что позволяет нашим заказчикам из государственных отраслей безболезненно переходить на удаленную работу с электронным архивом документов. Отдельно стоит отметить web-клиент, который автоматически адаптируется под разрешение экрана и имеет встроенный «просмотровщик» на более чем 300 форматов файлов, что позволяет работать с документами, просматривать их независимо от устройства. В том числе подобная возможность сильно востребована в промышленности и ТЭК, где специалисты, работающие с технической документацией, могут с мобильных устройств просматривать исходные файлы, например, в dwg-формате. Другой пример - автоматизация бизнес-процессов и документооборот. Работая дома, подписывать документы очно становится невозможно. ЭЛАР Контекст позволяет организовать хранение и обмен юридически значимыми документами в электронном виде, наладить работу канцелярии, организовать взаимодействие сотрудников в части исполнения поручений и задач.
- Какие сейчас продукты и решения предлагает ЭЛАР в качестве лучших на период пандемии? Заметен ли рост спроса на них?
- Один из примеров – наша компания. Мы достаточно давно перешли на цифровое управление документоориентированными процессами на базе платформы ЭЛАР Контекст, и сегодня подобная практика позволяет нам не чувствовать разницу между удаленной и офисной работой. Бухгалтерия, кадры, канцелярия, промышленное производство сканирующего оборудования корпорации ЭЛАР работает под управлением единой ECM (CSP) платформы, интегрированной с учетными системами подразделений. Поэтому мы понимаем ценность и практический эффект тех решений, которые предлагаем нашим партнерам. В текущих условиях рекомендуем создавать электронные архивы, чтобы вся информация была всегда «под рукой», автоматизировать согласование документов и задач без необходимости личного присутствия и использования бумаги. Достаточно востребованными являются решения по созданию единых корпоративных цифровых платформ, выполняющих роль централизованных хранилищ и MDM-систем, нормализующих и предоставляющих бизнес-пользователям эталонную и актуальную информацию, собранную из разрозненных информационных систем и источников. Активно развивается цифровое взаимодействие ведомств и сервисы госуслуг. Нельзя не отметить возросший интерес к автоматизации рутинных операций. Подобные технологии на базе роботизации и искусственного интеллекта позволяют оптимизировать издержки и перераспределить трудовые ресурсы, отдавая людям более сложные и ответственные задачи.
- Ведутся ли в вашей компании какие-либо экстренные, возможно, внеплановые доработки функционала таких решений?
- Экстренных работ нет. В этом году ECM (CSP) платформа ЭЛАР Контекст получила ряд обновлений, где были учтены все текущие и прогнозируемые потребности рынка и добавлены новые функциональные сервисы. Сегодня возможности платформы позволяют осуществить сквозную цифровизацию практически любых бизнес-процессов. Наряду с этим мы внимательно отслеживаем появление новых трендов и технологий, оцениваем перспективность и востребованность тех или иных решений, после чего рассматриваем возможность включения новой функциональности в качестве платформенного сервиса.
- Ваш прогноз относительно роста популярности решений, позволяющих эффективно работать удаленно, после завершения вынужденной самоизоляции. Останутся ли СЭД/ЕСМ прежними?
- Безусловно ряд отраслей увидят экономический эффект от использования удаленного режима работы. Часть процессов невозможно полностью перенести в online: архивное и кадровое делопроизводство, работа с информацией ограниченного доступа. Поэтому из числа СЭД/ЕСМ востребованными будут решения, умеющие вести смешанную деятельность – автоматизирующие и бумажные, и безбумажные процессы. Очевидно, компании будут тщательней планировать внедрение ИТ-продуктов, закладывать больший запас прочности с учетом внештатных ситуаций и отдавать предпочтение более гибким решениям.
- Большое спасибо!