Стоит отметить, что решения на базе технологий Wi-Fi и BLE (Bluetooth low energy) уже активно используются во многих сферах экономики – от здравоохранения до транспорта. Не меньший интерес к определению местоположения пользователя проявляют торговые компании, в частности, их маркетинговые подразделения, которые используют полученные данные для подготовки индивидуальных предложений в местах продаж или в непосредственной близости от них. По данным консалтинговой компании Gartner, потребность в сервисах с использованием определения местоположения вырастет на 200% к 2020.
Что же в этой связи предлагает Cisco? У компании есть несколько решений для точного определения местоположения, которые работают под управлением разных CMX instance, – это Virtual Beacon (на базе CMX Beacon Center) и Hyperlocation Solution (на базе CMX on-prem), а также несколько сервисов – Analytics (Presense, Location), Customer Experience, Mobile Experience, Operational.
Рис. 1. Решения и сервисы по определению местоположения Cisco на базе платформы CMX.
Решение Cisco Virtual Beacon основано на использовании виртуальных маяков Beacon Point, которые генерируют лучи BLE. Beacon Point доступен как в качестве отдельного устройства, так и в виде модуля для точки доступа. Beacon Center создает виртуальные маяки и управляет Beacon points через облако. С помощью CMX Beacon Center можно управлять маяками, устанавливать и перемещать их, создавать сообщения proximity и оценивать взаимодействие с клиентами.
Схема работы Beacon Point заключается в следующем:
Рис. 2. Визуализация работы виртуальных маяков Beacon Point.
В отличие от физических маяков, виртуальные маяки Beacon Points характеризуются масштабируемостью, стабильной работой и возможностью удовлетворить потребности крупных корпоративных клиентов. Они не нуждаются в замене батареек и ремонте, для их перераспределения нужно лишь расставить точки на плане помещения в панели управления. На основе одного устройства Beacon Point, которое монтируется под потолок, можно создать несколько виртуальных маяков несколькими кликами мыши и управлять ими удаленно. Но при этом стоимость обслуживания виртуальных маяков в 5-8 раз меньше, чем физических.
Еще одно решение для определения местоположения в помещении – это Cisco Hyperlocation, основанное на использовании технологии Wi-Fi. С помощью измерений дальности (трилатерация) и определения азимута (angle of arrival) Hyperlocation может с высокой точностью (1-3 метра) обеспечивать позиционирование мобильного устройства в помещении практически в режиме реального времени. При этом информация от точек доступа обновляется до 15 раз в минуту и может использоваться, например, для обнаружения популярных путей следования потока людей.
Рис. 3. Визуализация принципа действия Cisco Hyperlocation.
Решения Cisco Virtual Beacon и Cisco Hyperlocation нашли широкое применение в области навигации торговых помещений, персонализированном маркетинге, аналитике, а также в анализе использования офисных и торговых помещений.
Рис. 4. Отличительные особенности двух решений.
Например, в розничной торговле решения Cisco могут иметь следующие варианты применения:
Если говорить о гостиничном бизнесе, то здесь Cisco Virtual Beacon и Cisco Hyperlocation также используются для пуш-сообщений по местоположению, навигации в больших помещениях, изучения наиболее проходимых мест и создания гостевых Wi-Fi-зон, а также для интеграции с PMS. В сфере здравоохранения решения Cisco применяются для навигации внутри помещений для пациентов, отслеживания показателей медицинского оборудования с Wi-Fi-метками, а также для отправки пуш-сообщений для пациентов посредством BLE.
В аэропортах с помощью Cisco Virtual Beacon и Cisco Hyperlocation изучают наиболее популярные маршруты пассажиров и персонала, получают аналитику поведения людей для сокращения очередей, используют пуш-сообщения для трансляции рекламы или информационного контента, а также узнают, где находятся наиболее узкие места для прохода пассажиров.
Решения Cisco по позиционированию в помещениях также помогают для аналитики офисных площадей, которая позволяет получить данные о неиспользуемом офисном пространстве, движении персонала по помещениям и т. д.
Ряд российских компаний уже оценили преимущества Virtual Beacon и Hyperlocation. Так, в Музее русского импрессионизма внедрен интеллектуальный мобильный аудиогид, который с точностью до 1 метра может рассчитать местоположение устройства, что дает возможность пользователю свободно ориентироваться в музейном пространстве, а Музею ‒ получать ценные аналитические данные о перемещениях посетителей.
ТЦ МЕТРОПОЛИС также внедрил сетевую инфраструктуру с функционалом геопозиционирования клиентских устройств Cisco CMX. Теперь транспортная локальная вычислительная сеть в ТЦ не только обеспечивает посетителей бесплатным гостевым Wi-Fi, но и служит основой для внедрения сервисов аналитики, мониторинга и геопозиционирования.
Рис. 5. Визуализация архитектуры на основе использования Cisco Virtual Beacon и Cisco Hyperlocation для навигации в помещении.
Активно используются технологии позиционирования внутри помещений и на стадионе T-Mobile Arena в Лас-Вегасе, ведь данная площадка предназначена не только для проведения спортивных турниров, но и для концертов, выставок, различных шоу и т. д. Решения Cisco позволяют получить очень важные данные – от объема трафика посетителей до загруженности парковки. И вся эта информация доступна в режиме реального времени. Кроме того, организаторы мероприятий имеют возможность посылать персонифицированные уведомления посетителям как на входе в арену, так и при выходе, а также помогают им ориентироваться внутри стадиона.
И это только несколько примеров того, как использование уже зарекомендовавших себя и надежных технологий с помощью решений Cisco открывает широкие возможности для развития и оптимизации бизнеса.