Проект постановления правительства России, разрешающий ФСБ доступ к данным о геолокации такси и средствам платежей пассажиров, опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
«Устанавливается порядок предoставления службой заказа легкового такси дoступа федеральному органу исполнительной влаcти в области обеспечения безопасности или его территoриальному органу к информациoнным системам и базам дaнных, используемым для получения, хранения, oбработки и передачи заказов легкового такcи», — говорится в пояснительной записке.
Проект документа был подготовлен в рамках закона о такси, который вступает в силу 1 сентября 2023 года. Он был подписан президентом России 29 декабря 2022 года.
Как говорит в беседе с «Известиями» кандидат юридических наук и доцент департамента международного и публичного права Финансового университета при правительстве России Светлана Горохова, интерес спецслужбы к такси далеко не случаен: за последние годы в России произошел резкий рост рынка перевозок пассажиров и багажа легковыми такси. При этом отрасль развивается исключительно за счет увеличения числа заказов такси через мобильные приложения.
По словам Светланы Гороховой, такси, с одной стороны, является одним из наиболее удобных способов передвижения пассажиров. С другой — этот вид транспорта самый бесконтрольный по сравнению с другими видами общественного транспорта, где помимо работы транспортной полиции задействованы видеонаблюдение, металлоискатели, а также есть другие пассажиры — потенциальные свидетели возможных нарушений закона.
— Возникает логичный вопрос: какой вид транспорта выбрал бы злоумышленник, если бы ему, к примеру, нужно было перевезти к месту планируемого поджога или взрыва соответствующие вещества? — отмечает эксперт.
При этом, говорит собеседница «Известий», в отсутствие любых сведений о лицах, передвигающихся в качестве пассажиров на такси и, возможно, перевозящих опасные грузы, оперативно-разыскная деятельность, в том числе осуществляемая органами ФСБ, оказывается крайне затруднена.
Как объясняет адвокат московской коллегии АК «Бородин и Партнеры» Владислав Шурховецкий, согласно действующему законодательству геолокация такси, средства платежей пассажиров и другие подобные сведения могут передаваться правоохранительным и судебным органам, но лишь по соответствующему запросу.
— Теперь же, согласно законопроекту, у органов безопасности к этим данным будет прямой доступ — при помощи подключенных систем технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий, — рассказывает Шурховецкий.
При этом, отмечает эксперт, законопроект устанавливает давно принятую в подобных вопросах практику наложения обязанности о неразглашении информации и конкретных фактах взаимодействия правоохранительных органов и агрегаторов такси. По мнению гендиректора юридической компании «Гебель и партнеры» Сергея Гебеля, прямой доступ к данным агрегаторов такси необходим органам ФСБ для обеспечения безопасности, в частности для отслеживания террористов и экстремистов.
По словам Сергея Гебеля, если законопроект будет принят, то онлайн-службы заказа такси станут применять специальные технические средства и программное обеспечение для того, чтобы предоставить ФСБ круглосуточный удаленный доступ к базам данных.
— Остальные службы заказа будут передавать сведения по предварительному запросу в срок от трех до 10 дней в зависимости от установленной срочности, — рассказывает эксперт.
В свою очередь Владислав Шурховецкий отмечает, что законопроект о предоставлении ФСБ доступа к данным такси — это техническая составляющая федерального закона от 29 декабря 2022 года № 580-ФЗ «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации».
Поэтому тот факт, что 1 сентября у служб заказа такси появится новая обязанность, не станет для них сюрпризом. Правда, сегодня для таких организаций нет какой-либо ответственности за непредоставление таких данных, как геолокация и средства платежей пассажиров, но к началу будущей осени всё может измениться.
— Предполагается, что к 1 сентября 2023 года в КоАП РФ будут внесены дополнения, аналогичные уже существующей ч. 2 ст. 13.31 этого кодекса, — говорит Шурховецкий. — Они предусматривают, что за неисполнение требований органов безопасности службы такси могут быть оштрафованы на суммы до 1 млн рублей.
При этом, по словам Светланы Гороховой, потенциальная обязанность служб такси передавать данные ФСБ подпадает под действие федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Его нарушение в соответствии с российским законодательством влечет за собой не только административную, но также дисциплинарную, гражданско-правовую и даже уголовную ответственность.
Впрочем, если польза от принятия законопроекта очевидна и сотрудники ФСБ смогут более эффективно вести оперативно-разыскную деятельность, то, по мнению экспертов, существуют и возможные негативные последствия. В частности, Владислав Шурховецкий считает, что дополнительные обязательства для агрегаторов заказов легкового такси могут повлечь за собой и дополнительные расходы для них.
— Это в свою очередь может обернуться повышением стоимости услуг такси для простых потребителей, как это уже случилось со стоимостью услуг операторов сотовой связи после принятия «пакета Яровой», — говорит эксперт.
Согласен с этим и Сергей Гебель: как объясняет специалист, есть вероятность того, что некоторым игрокам рынка такси придется переписывать свои системы и базы данных. Кроме того, издержки агрегаторов могут привести к росту цен на услуги такси. Другой проблемный момент кроется в самом доступе к данным без всяких запросов.
— Нельзя исключать вероятность того, что упрощенным порядком получения данных могут злоупотреблять некоторые должностные лица, — предполагает Гебель. — Естественно, что эта практика не станет массовой, но даже единичные случаи будут нарушать права и интересы граждан.
Кроме этого, считает собеседник «Известий», создание единой базы данных, предназначенной для хранения большого количества информации, сопряжено с рисками взлома и утечки сведений. Данные из государственных баз уже неоднократно попадали в общий доступ и в дальнейшем использовались в противоправных целях. Поэтому к обеспечению безопасности при взаимодействии ФСБ и агрегаторов такси необходимо подойти серьезно, чтобы минимизировать подобные риски.
— В целом же для обычного пассажира мало что изменится, — заключает специалист. — Регулирование работы сервисов такси должно сделать услуги более безопасными и прозрачными для пассажиров. Опасаться нововведений в первую очередь нужно людям, занимающимся какой-либо противоправной деятельностью.
Дмитрий Булгаков