22 июня 2023 г. Брянская областная дума направила постановление законопроекта федерального закона (ФЗ) "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях" сенаторам Вадиму Деньгину и Галине Солодун, депутатам Госдумы Федерального Собрания (ФС) РФ Николаю Алексеенко, Николаю Валуеву и Николаю Щеглову с просьбой поддержать законодательную инициативу Брянской областной думы, где ее официальным представителем при рассмотрении указанного законопроекта в Госдуме ФС РФ выступит заместитель председателя Брянской областной Думы Владимир Пронин.
26 июля 2023 г. Брянская областная дума направила постановление председателю Госдумы ФС Вячеславу Володину.
30 ноября 2023 г. депутаты Госдумы приняли законопроект в первом чтении, 19 марта 2024 г. - во втором, а 20 марта 2024 г. в третьем чтении приняли ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях" и направили в Совет Федерации ФС РФ.
Законопроект запрещает использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора или набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки), так называемого спама.
Нарушение установленных законодательством требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб.; на должностных лиц - от 20 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 300 тыс. до 1 млн руб.
Распространение рекламы услуг или пользование кредитной или микрофинансовой организацией, связанной с предоставлением и погашением кредита или микрозайма, содержащей хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, без указания всех остальных условий, определяющих полную стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 тыс. до 100 тыс. руб.; на юридических лиц - от 600 тыс. до 1,6 млн руб.
Ст.18 ФЗ №38-ФЗ в качестве способов распространения по сетям электросвязи рекламы выделяет ее распространение посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом следует понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило рекламное сообщение. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Михаил Герман поясняет, что потребителю нет необходимости отличать должностных лиц от юридических, которые в силу правового статуса реализуют права и обязанности через должностных лиц. "Все, что нужно гражданину, это предоставить данные о номере телефона, с которого произведен рекламный звонок, а также данные о юридическом лице, в интересах которого звонок совершен, в соответствующий орган исполнительной власти, контролирующий соблюдение действующего законодательства в сфере рекламы кредитных услуг, который в рамках проводимой проверки и будет устанавливать все существенные обстоятельства, а также лиц, виновных в совершении административного правонарушения. Если говорить о случаях уменьшения или отмены штрафа, то они прямо предусмотрены в Кодексе РФ об административных правонарушениях", - сказал Михаил Герман.
Директор продукта "Защитник" ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) Андрей Бийчук сообщил журналисту ComNews, что рекламные звонки составляют основную часть спама, порядка 80% от всего объема заблокированных звонков. "В отношении большинства звонков, заблокированных сервисом "Защитник", мы понимаем, рекламный это звонок или нет. Умный определитель номера определяет, кто звонит абоненту, даже если номер организации не записан в телефоне. Система не только показывает название компании, но и отмечает "пользу" звонка цветом: зеленым - надежные, желтым - вызовы, которые могут содержать спам, и красные, которые с большой долей вероятности являются нежелательными", - пояснил Андрей Бийчук.
На вопрос журналиста ComNews, всегда ли нежелательный входящий звонок можно определить как рекламный, Андрей Бийчук ответил, что алгоритмы Big Data присваивают номерам категории спама - например, "опросы и рассылки", "финансовые организации" или "медицина". Он уточнил, что такая технология также определяет официальное название организации при наличии номера в справочниках и открытых источниках. "Пользователь в момент звонка может решить, стоит ли принимать вызов", - добавил он.
Представитель пресс-службы ПАО "МегаФон" сообщил, что оператор выявляет подозрительные вызовы аналитическими алгоритмами и отсеивает в автоматическом режиме. Вызовы, которые доходят до абонента, идентифицирует виртуальный секретарь "Ева". "При входящем звонке она показывает "этикетку" с предупреждением об источнике "банк", "интернет-магазин" и т.д. В марте 10,5% всех звонков пришлись на навязчивую рекламу", - пояснила пресс-служба "МегаФона".
Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает, что эта история подкосит микрокредитные организации, потому что реклама по телефону не является для кредитных микрофинансовых организаций основным каналом для привлечения клиентов. "Более того, обходить этот закон о рекламе можно, и они будут, возможно, его обходить", - сказал Эльдар Муртазин.
Тинькофф Банк на запрос журналиста ComNews не ответил, а ПАО "ВымпелКом" (Билайн) комментировать отказалось.
Алексей Миколенко