Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о создании и функционировании государственной информационной системы по предупреждению, выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию соглашений (законопроект №801033-8 "О внесении изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции").
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что, согласно практике антимонопольного органа, по итогам проведения государственных и муниципальных закупок, характеризующихся отказом участников от конкуренции между собой в результате реализации картельных соглашений, заключаются контракты по начальной стоимости либо с минимальным снижением: "При этом данные статистики по аналогичным закупкам свидетельствуют о том, что контракты при наличии конкурентной борьбы между участниками торгов заключаются со значительным снижением цены".
Представитель пресс-службы Федеральной антимонопольной службы не ответил на запрос корреспондента ComNews.
Основатель юридической компании Future Legal Павел Катков считает, что ключевая идея законопроекта содержится в том, что цифровизация и автоматизация процесса выявления признаков заключения и реализации антиконкурентных соглашений посредством внедрения функционала по ежедневному автоматическому сканированию сведений о всех проводимых торгах с помощью элементов искусственного интеллекта и рискориентированного подхода позволит обеспечить значительную экономию бюджетных средств, исчисляемую в миллиардах рублей, за счет декартелизации государственных и муниципальных закупок и создания конкурентных условий для участников торгов.
Юрист практики разрешения споров и банкротства юридической компании "Инноправо" Роман Семушкин считает, что делегирование ФАС полномочий по предупреждению, выявлению и пресечению соглашений, ограничивающих конкуренцию, приведет к положительным результатам: "Использование технологий искусственного интеллекта позволит более оперативно и качественно обрабатывать сведения о торгах, хозяйствующих субъектах и предпринимательской деятельности на товарных рынках, проводить анализ таранов, аукционных роботов, а также экономически обосновывать поведение участников торгов, сравнивая аналогичные цены на товары и работы".
Юрист Enforce Law Company Ирина Фиц считает, что соответствующая ГИС необходима, поскольку ущерб от картельных соглашений значителен и исчисляется миллиардами рублей: "Проблема борьбы с картельными соглашениями является, безусловно, актуальной. С помощью такой автоматизированной системы с внедренными в нее элементами искусственного интеллекта станет возможно наиболее эффективно и оперативно предупреждать, выявлять и пресекать ограничивающие конкуренцию соглашения в большем масштабе".
Партнер международной консалтинговой фирмы D&A Partners LLC Екатерина Смирнова считает, что если смотреть в суть вещей, то мы увидим, что ФАС в очередной раз пытается ужесточить контроль одной очень узкой сферы - торгов: "Эта сфера и так уже является объектом пристального контроля со стороны регулятора. Количество выявленных картельных соглашений в России много лет превышало число всех картельных соглашений, выявленных в мире. И это не говорит о прогнившей системе госзакупок в России или о беспрецедентно эффективной работе ФАС России. Это свидетельство того, что в России регулятор и суды очень формально определяют картель, не вникая, действительно ли участники рынка пытались поддержать цену и была ли у них такая возможность в принципе - зачастую начальная цена лотов урезана до минимумов бюджетных обязательств и не предусматривает снижения".
Старший юрист антимонопольной практики коллегии адвокатов Delcredere Мария Лисиченкова рассказала, что довольно давно у ФАС России появилось желание в автоматизированном порядке выявлять признаки заключения картельных соглашений: В целом регулятор в части анализа цифровых рынков и анализа больших данных старается соответствовать уровню технологического прогресса. Антимонопольные органы уже имеют опыт рассмотрения картельных соглашений с использованием аукционных роботов и иных алгоритмов".
Мария Лисиченкова отметила, что еще в 2021 г. ФАС заявляла о реализации проекта "Большой цифровой кот". Целью программы являлась разработка скринингового сервиса, позволяющего в онлайн-режиме выявлять признаки заключения антиконкурентных соглашений на торгах за счет автоматизированного анализа больших данных.
Управляющий партнер Kulik & Partners Law.Economics Ярослав Кулик считает, что ГИС будет формировать новый тип информации, созданной автоматическими и ИИ-инструментами: Такую информацию для применения в качестве доказательств в делах о картелях нужно ввести в правовое поле, легализовав ее использование. Однако существует риск, что такие доказательства могут получать в правоприменительной практике приоритет при оценке (по закону, никакие доказательства не имеют заранее установленной силы перед другими доказательствами). Это было бы неправильным эффектом".
Алексей Миколенко