Об этом рассказал начальник межрегиональной инспекции по крупнейшим налогоплательщикам №7 Федеральной налоговой службы Алексей Катяев на площадке Форума Mining.ru во время пленарной сессии "Майнинг и перспективы развития отрасли в России".
"Первый реестр предназначен для операторов майнинговой инфраструктуры, там будет не так много сведений. Операторы должны будут сообщить, кто они, где находится дата-центр или контейнер, откуда они получают электроэнергию, и кто их клиенты. Во втором реестре будут майнеры, от них потребуется рассказать о себе, сколько криптовалюты они добыли, откуда они берут электричество, об оборудовании, и на сколько легально оно попало в страну. В третьем реестре будет информация о намайненой криптовалюте и адресах-идентификаторах. Он будет непубличным и доступа к нему не будет практически ни у кого из ФНС или других органов", - сказал он.
По словам Алексея Катяева, подать заявку на вступление в реестр можно будет через сайт nalog.gov.ru, а сведения об участниках будут публиковаться на официальном сайте ФНС.
Позднее, в разговоре с корреспондентом ComNews, он рассказал, что деление майнеров и операторов на два реестра обусловлены вопросом энергетики. Алексей Катяев отметил, что майнерам электричество никто не предоставляет, в отличии от операторов.
"Если вы не оператор майнингового пула, то вы должны быть каким-то объектом промышленности, например заводом, это вопрос энергетической безопасности и разделения функционала компаний и физических лиц. А нам нужно понимать, кто будет платить налоги, для этого нужен второй реестр. При этом компания может быть в обоих реестрах", - пояснил Алексей Катяев.
"Введя два реестра, ФНС обозначит всех субъектов майнинга и обеспечит прозрачность в их работе, - рассказал генеральный директор компании ООО "Ителион майн" (Itelion Data Systems) Тимофей Семенов. - В России есть публичные компании-операторы промышленного майнинга, которые владеют инфраструктурой для размещения оборудования для майнинга, но не самим оборудованием. По сути, это услуга колокейшена, которая консолидирует в одном в одном месте большое количество клиентов-владельцев оборудования, которые являются итоговым бенефициаром майнинга и получают биткоины. Отсюда происходят разные функции и правила работы".
Тимофей Семенов не сомневается, что в будущем многие операторы сами окажутся в списках майнеров, и это будет происходить повсеместно. Он отметил, что Itelion - одна из них.
С ним согласен заместитель генерального директора по коммуникации ООО "Битривер Рус" Олег Огиенко. Он назвал такое разделение реестров на "майнерский" и "операторский" логичным и рассказал, что американские операторы занимаются как колокейшеном, так и майнингом.
"В США есть операторы, которым принадлежит инфраструктура ЦОДа, и у которых есть в собственности майнинговое оборудование. Для них это способ диверсификации бизнеса и снижения рисков. С одной стороны, волатильность криптовалют играет меньшую роль, а с другой, немного поднимается маржинальность", - отметил Олег Огиенко.
Второй важной темой выступления Алексея Катяева стал вопрос налогообложения. Он рассказал, что окончательное решение еще не принято, но рассматривается вариант, при котором компании и физические лица из реестров будут платить налоги по "классической" схеме, но с определенными оговорками.
"Налог на прибыль будет уплачиваться в два этапа, в момент зачисления намайненой криптовалюты на адрес-идентификатор, налоговая база будет считаться, когда у майнера появится возможность распоряжаться этой криптовалютой. Мы называем этот этап "оплатой аванса". Второй этап - момент продажи этой криптовалюты. Если криптовалюта подорожала за оплаченный период, то компания будет уплачивать налог с недостающей прибыли, если она подешевела, тогда она сможет поставить это себе в убытки", - сказал он.
Алексей Катяев отметил, что база будет очень узкая, и если компания занимается отдельным от майнинга производством, то убытки от него нельзя будет перенести на майнинг и наоборот. По его словам, майнинг не будет облагаться НДС, так как внутри страны криптовалюта не нужна. Майнеры будут платить налог на прибыль и НДФЛ, если это физические лица.
"С большой долей вероятности все будет так, как описывал Алексей Катяев, - рассказал Тимофей Семенов. - С майнинг-операторами все понятно, мы и раньше понимали, как платить налоги, так как это бизнес как и любой другой дата-центр. А собственники майнинг-оборудования понимали это не до конца. В налоговый кодекс будут внесены изменения, которые будут детально описывать процесс работы майнинг-оборудования. Налог на прибыль будет утвержден, на мой взгляд, с высокой вероятностью, и НДФЛ, если майнер - физическое лицо. Возможно будет применятся авансирование налога на прибыль, потому что государство заинтересовано получать налоговые поступления сразу, не дожидаясь факта реализации криптовалюты".
По словам основателя telegram-канала "Все о блокчейн, мозге и Web 3.0" Ани Асланян, схожая система налогообложения действует в США и Канаде. Она отметила, что там эта система работает эффективно, хотя и вынуждает налогоплательщиков отслеживать стоимость криптовалюты в момент получения. Схожие принципы действуют в Австралии и Японии, но там идут дебаты о необходимости более детального регулирования.
"Российский подход кажется схожим с практиками других стран, особенно в части налогообложения при получении и последующей продаже криптовалюты. Однако, все будет зависеть от деталей реализации и адаптации участников рынка к новым правилам", - заключила Ани Асланян.
Иван Иванов