Ассоциация разработчиков программных продуктов "Отечественный софт" направила в аппарат правительства РФ и профильные ведомства обращение, в котором обозначила несогласие российских интернет-компаний делать взносы в резерв универсального обслуживания (или фонд универсальных услуг связи, УУС), чтобы таким образом поддержать развитие сетей связи.
Эта инициатива прописана в предварительном плане мероприятий по реализации стратегии развития отрасли связи РФ на период до 2035 г., которую утвердило правительство РФ в ноябре 2023 г.
Глава комитета по телекоммуникациям АРПП "Отечественный софт" Николай Михайлов сообщил корреспонденту ComNews, что инициатива стала результатом коллективного обсуждения плана мероприятий стратегии среди разработчиков: "Ассоциация выступает за отсутствие таких взносов в универсальный фонд. В первую очередь не понятно, как и кем эти средства будут распределяться между операторами. Этот механизм явно не рыночный, здесь есть риск коррупции. Поэтому возникает вопрос, кому и сколько возмещать".
Идея возложить на интернет-компании обязанность платить за увеличившийся объем трафика не нова. Еще в 2021 г. президент "Ростелекома" Михаил Осеевский предлагал включить цифровые компании в ряд плательщиков в фонд УУС.
Пресс-служба "Ростелекома" не ответила на запрос ComNews.
В мае 2023 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций (Минцифры) опубликовало в предварительном тексте стратегии инициативу, которая обязала бы интернет-сервисы платить за пропуск "основного" трафика. Согласно документу, планируемый объем трафика в РФ будет последовательно увеличиваться примерно на 25% в год.
Комментируя эту инициативу, член комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин отмечал, что в России нет обязательного "налога на трафик" - компании самостоятельно принимают решение о заключении коммерческих договоров с операторами, законодательных обязательств в этой сфере у них нет.
По словам Николая Михайлова, в России есть уже работающие рыночные механизмы: например, когда интернет-компании с так называемым тяжелым контентом напрямую договариваются с операторами связи, а у самих операторов связи тарифная политика подразумевает более высокую плату за большую скорость трафика.
"Стоит учитывать тот факт, что если бы не было качественного контента, который генерируют интернет-компании, в частности кинотеатры, то абонентам не нужна была бы более высокая скорость подключения от операторов. Интернет-компании, в частности интернет-кинотеатры, являются драйвером роста для операторов связи. Российские интернет-кинотеатры хорошо развиваются, что позволяет им инвестировать средства в новый интересный контент. Это говорит о том, что рыночные условия благоприятны. Нет смысла создавать препятствия для развития этого сегмента", - добавил Николай Михайлов.
По данным ассоциации, большинство российских интернет-компаний, в том числе онлайн-кинотеатры, взаимодействуют с операторами связи на основании заключенных договоров, в рамках которых приобретают выделенную полосу для трафика, а также оплачивают сервисные платежи за аренду каналов связи, сетевого и серверного оборудования или места для его размещения в операторских ЦОДах.
В АРПП "Отечественный софт" входит около 280 ИТ-компаний, в их числе "1С", "Лаборатория Касперского", TrueConf, InfoWatch, "Ред Софт", ЦРТ, "Код Безопасности", "АСКОН", ГК "Астра" и др.
Пока инициатива взимать плату с интернет-компаний в пользу операторов и развития сетей связи не утверждена.
Пресс-служба Минцифры сообщила, что план мероприятий для реализации стратегии развития отрасли связи до 2035 г. ведомство еще разрабатывает совместно с отраслью и другими заинтересованными ведомствами, поэтому текст документа пока постоянно видоизменяется.
"Перечисленные в запросе инициативы - это свод предложений от отрасли. Они еще требуют обсуждения и корректировки и могут не войти в итоговый документ", - пояснила пресс-служба Минцифры.
У Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития РФ пока нет сформированной позиции по взаимодействию цифровых сервисов и операторов связи.
Помимо операторов связи и компаний, генерирующих трафик, есть и коммерческие сети доставки контента (CDN) - они являются связующим звеном между телекомом и контентом, агрегируя трафик контент-провайдеров и размещая его на сетях операторов связи наиболее оптимальным образом. За эту услугу платят контент-провайдеры.
Генеральный директор CDNvideo Ярослав Городецкий считает, что оказание услуг CDN является рыночным механизмом, который позволяет перераспределить выручку от контентных сервисов интернет-провайдерам.
"Одной из идей, которая позволила бы упорядочить и закрепить такое перераспределение, могла бы стать обязанность для контент-провайдеров оплачивать услуги CDN, предоставляемые операторами связи. А уж какие именно услуги CDN покупать, в каком объеме и у кого конкретно из операторов связи - продолжит решать рынок", - добавил Ярослав Городецкий.
Юлия Тихонова
Фото freepik.com