Исследование Авито и Альянса по защите детей в интернете: более 80% жителей Санкт-Петербурга убеждены, что ответственность за безопасность детей в интернете лежит на родителях

Онлайн-платформа Авито и Альянс по защите детей в интернете провели исследование, в котором выяснили, какие меры принимают или планируют предпринимать петербуржцы для защиты детей в сети, а также их отношение к самостоятельным покупкам детей и продажам товаров на онлайн-платформах. Опрос показал, что большинство петербуржцев (87%) считает, что в первую очередь обучать детей правилам безопасности в интернете должны родители. На втором месте в этом списке они называют школьных учителей, а на третьем — IT-компании, чьими продуктами пользуются дети. По мнению опрошенных родителей, важно, чтобы бизнес развивал образовательные проекты в сфере цифровой грамотности.

Каждый второй родитель в Санкт-Петербурге помогает своим детям делать покупки и продажи на онлайн-платформах: у 32% детей есть свой собственный аккаунт, а 20% используют аккаунты родителей. Родители считают, что самостоятельное совершение сделок в онлайне способствует развитию у детей различных навыков: финансовой грамотности — 52%, общения и переговоров — 47%, организационных способностей — 47%, предпринимательских навыков — 46%, критического мышления — 34%, а также креативности — 33%.

Большинство родителей в Санкт-Петербурге (66%) активно обсуждает с детьми потенциальные риски, характерные для онлайн-общения, и способы их предотвращения. Чуть больше половины респондентов (52%) используют инструменты родительского контроля, 50% наблюдает за действиями своих детей в сети, а 36% ограничивают время, проводимое в интернете. Также 16% родителей записывают своих детей на профильные обучающие программы, направленные на безопасное использование цифровых платформ и онлайн-сервисов.

Среди форматов обучения наиболее эффективными опрошенные родители в Санкт-Петербурге считают видеоролики и мультфильмы — 59%, лекции и беседы — 53%, интерактивные онлайн-игры — 37%, а также тренинги и мастер-классы — 23%.

«Совершение сделок в онлайне сейчас едва ли не более популярно, чем традиционный онлайн-шопинг. И если раньше родители постепенно приучали детей к самостоятельности в обычном магазине, то теперь к этому добавилась необходимость научить безопасно общаться, покупать и продавать в интернете. Мы очень рады, что абсолютное большинство взрослых это понимают и рассказывают детям, как защитить себя в интернете. Со своей стороны крупные IT-компании не только развивают технологии антифрода, но и создают образовательные проекты, направленные на развитие навыков цифровой грамотности. Например, в собственных уроках в рамках “Цифрового ликбеза” и “Урока цифры”, а также онлайн-играх “Стражи Авито” и “Миссия безопасность” мы простым языком рассказываем детям базовые правила безопасного онлайн-взаимодействия» , — говорит  директор по доверию и безопасности Авито Наталья Юматова.

«Результаты исследования подтверждают важную тенденцию: родители осознают свою ключевую роль в формировании цифровой грамотности у детей. Это очень позитивный сигнал — ведь именно в семье закладываются основы ответственного и безопасного поведения в интернете. Вместе с тем важно, чтобы в этот процесс активно вовлекались и другие участники цифровой среды — школы, IT-компании, платформы.

Альянс по защите детей в цифровой среде готовит материалы для Федеральных информационных кампаний. При поддержке Министерства просвещения Российской Федерации создана и распространена «Азбука Кибербезопасности» (совместно с Движением Первых) – обучающий материал для детей и многое другое.

Особенно радует, что всё больше родителей не просто контролируют активность детей в сети, но и вовлекают их в осознанное использование цифровых платформ, развивая у них полезные навыки и обучая оценивать риски», — отмечает председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.

 

Тематики: Web, Безопасность

Ключевые слова: информационная безопасность, опрос, Авито