По данным Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, новые комплексы фотовидеофиксации установлены на семи аварийно-опасных перекрестках: на пересечении Невского проспекта с улицами Большая Конюшенная, Малая Садовая, Марата, Думская, с Литейным проспектом, набережной канала Грибоедова и площадью Восстания.
Помимо непосредственно размещения видеокамер на стенах зданий и опорах, техническими специалистами был осуществлен монтаж коммуникационных шкафов, подведение электроэнергии и подключение опорной сети, настройка взаимодействия оборудования с городской системой мониторинга.
В комплексах используется оборудование российских производителей, которое уже хорошо проявило себя в подобных сценариях в разных регионах страны. По мнению директора Городского мониторингового центра (СПб ГКУ «ГМЦ») Романа Борисенко, главное ноу-хау данного проекта состоит в уникальной технологии монтажа. Комплексы спроектированы таким образом, чтобы они максимально вписывались в исторический облик Невского проспекта. Для этого используются различные решения: видимые компоненты оборудования выкрашены в цвет фасадов или опор, на которых они размещены, а существенная часть инженерной инфраструктуры убрана под землю: в кабельную канализацию и специально созданные резервуары.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин и директор СПб ГКУ «ГМЦ» Роман Борисенко
«Основная идея была в том, чтобы сделать видимые части системы максимально незаметными для людей. Сейчас, если прогуливаться от Большой Конюшенной до площади Восстания, камеры не бросаются в глаза», – пояснил Роман Борисенко.
Сетевая инфраструктура, благодаря которой камеры могут передавать фото- и видеоданные, скрыта от глаз. По типовой схеме, чаще всего применяемой в таких проектах, коммутационные шкафы устанавливаются рядом с опорами – иногда массивные короба можно увидеть прямо на столбах. В данном случае они опущены под землю, и их расположение выдают только крышки люков. Серверное оборудование, согласно типовой схеме, обычно располагается в непосредственной близости от перекрестка, а здесь оно вынесено на отдельную площадку – в специальную серверную.
«Чтобы разместить коммутационные шкафы под землей, мы проводили раскопки, поднимали гранитные плиты, строили к этим участкам сеть, потом аккуратно укладывали плиты на место. Шкафы расположены рядом с пунктом электропитания, поэтому нам не нужно было дополнительно прокладывать электрический кабель в канализации, предназначенной для обеспечения телефонной связи. В шкафах используется принцип купола: воздух не дает воде протечь на коммутационное оборудование», – рассказал Роман Борисенко.
По словам руководителя СПб ГКУ «ГМЦ», такая технология монтажа пока в России нигде не используются, но, видя результат пилотного проекта, ей уже заинтересовались представители нескольких регионов.
Проект был реализован в рамках обновленной стратегии развития АПК «Безопасный город», утвержденной губернатором Санкт-Петербурга Александром Бегловым в 2021 году. Данная инициатива направлена на профилактику правонарушений в различных сегментах городской инфраструктуры, в том числе на транспорте. Если в 2019 году в развитие проекта город планировал инвестировать 2,5 млрд рублей, то в 2023 году – уже 9,3 млрд.
На начало 2024 года общее количество комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД, размещенных на территории Санкт-Петербурга, составляло 1360 штук.
«В Санкт-Петербурге реализуется масштабная программа, связанная с созданием комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Одним из самых сложных участков для нас был, конечно, Невский проспект: здесь особые требования к монтажу оборудования, к его виду и многие другие ограничения. Коллеги из Городского мониторингового центра успешно решили эту задачу. Я считаю, что наш проект по размещению подобного рода оборудования в исторической среде – это уникальный для России опыт, который можно успешно тиражировать», – отметил вице-губернатор Санкт-Петербурга Станислав Казарин.
Всего на Невском на семи участках установлено 78 новых видеокамер. В зависимости от сложности перекрестка количество контролирующих его устройств варьируется от десяти до двадцати. Системы видеоаналитики позволяют камерам фиксировать целый ряд нарушений ПДД: проезд перекрестка на запрещающий сигнал светофора, пересечение стоп-линии, нарушение правил перестроения, поворот из второй полосы, превышение скорости и другие. В том числе – задействована новая функциональность видеоаналтики по определению непристегнутого ремня.
По статистике ГМЦ, игнорирование скоростного режима остается безусловным лидером среди категорий нарушений: на подобные лихачества приходится около 90% от общего количества зафиксированных инцидентов. Максимальная зафиксированная на данный момент скорость передвижения по Невскому – 143 км в час (настоятельно просим не пытаться побить этот рекорд, это грозит лишением прав). Также петербургские автомобилисты часто допускают проезд на красный свет и движение по полосе, выделенной для общественного транспорта.
Количество вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях, зафиксированных указанным количеством комплексов, в 2023 году составило более 10 млн. В январе 2024 г. камерами зафиксировано уже порядка 200 тыс. правонарушений. Даже при увеличении зафиксированных нарушений в прошлом году Управление ГИБДД ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области отмечает снижение количества ДТП на 3,3% по сравнению с 2022 годом. Таким образом, статистика 2023 года продолжает тренд на спад аварийности, который начался еще в 2021 году: количество ДТП тогда снизилось на 4,2%, а уже в 2022 году – на 16,5%. Более подробно мы рассказываем о работе видеонаблюдения на транспортных магистралях в Петербурге в отдельном материале.
«Ежегодно количество ДТП в Петербурге снижается, это устойчивый показатель. Дороги становятся безопаснее. И главное – на перекрестках, оборудованных комплексами фотовидеофиксации, даже в часы пик наблюдается оптимальный трафик, то есть за единицу времени проезжает больше машин. Хотел бы напомнить петербуржцам, что комплексы фотовидеофиксации – это, в первую очередь, средство помощи, которое обеспечивает безопасность и высокое качество вождения», – резюмировал Станислав Казарин.
Фото: Андрей Блинов/SPbIT.ru