Российские импортеры сократили закупки электроники и бытовой техники — об этом «Известиям» рассказал представитель одного из иностранных производителей. По его словам, компании до сих пор не удалось законтрактовать поставки в тех объемах, в которых они оформлялись в предыдущие годы в начале IV квартала. Собеседник «Известий» связывает это с уровнем ключевой ставки ЦБ: 25 октября она увеличилась с 19 до 21% годовых. Как следствие, продавцы техники опасаются снижения спроса.
— В сложившейся ситуации выгоднее положить деньги на депозит, чем делать дорогостоящие покупки, — рассуждает собеседник издания.
Закупки импортеров действительно сокращаются, главная причина — затоваренность складов, отметили в компании «Марвел-Дистрибуция». Многие компании рассчитывали на значительно большую покупательскую активность и поэтому ранее наращивали закупки, но пока этот прогноз сбывается частично, констатирует ее представитель.
— Спрос пока увеличивается достаточно медленно, и здесь прослеживается влияние ключевой ставки. Сейчас очень выгодные банковские ставки, граждане намного охотнее открывают депозиты, чем тратят деньги на бытовую технику и электронику, — утверждает он. — Если смотреть глобально, то под сокращение закупок попадет тот товар, который в большом количестве уже присутствует на складах.
В связи с ростом ключевой ставки держать большой объем товара на складе становится невыгодно, также отметили в «Марвел-Дистрибуции». Вместо одной большой отгрузки лучше отгружать товар раз в квартал или раз в месяц в зависимости от типа продукции: сейчас стоимость хранения превышает даже выгоду от больших разовых закупок, утверждают в компании.
Рост ставки действительно заставил импортеров осторожнее относиться к закупкам — держать на складах товар, который нельзя распродать быстро, невыгодно, подтверждает источник, представляющий другого дистрибутора. Его компания сейчас анализирует ситуацию и пока не намерена наращивать темпы закупок. Среди товаров, с импортом которых решили повременить, — дорогие ноутбуки ушедших из РФ брендов, утверждает собеседник «Известий».
После повышения ставки люди массово понесли деньги в банки, отмечает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Уже сейчас происходит охлаждение рынка — покупатели кладут деньги на депозиты и меньше покупают. Объемы закупок действительно снижаются: октябрь был плохим месяцем, в зависимости от категории товара, год к году они уменьшились на 15–30%, утверждает эксперт.
— Просели не все категории техники и электроники, но роста нет нигде. Импортеры снижают закупки, поскольку на рынке нет денег. Это приведет к тому, что рынок сократится. Мы уже пересматриваем все прогнозы. Так, изначально предполагалось, что в этом году будет продано 32 млн смартфонов. Исходя из текущей динамики, прогноз снижен до 30 млн. Но может оказаться и меньше, — отмечает Эльдар Муртазин.
По его мнению, в этом году в целом рынок может сократиться на 10–20%. В следующем году возможен рост цен на гаджеты на 10–15% и вплоть до 20%, считает он.
Розничные продавцы гаджетов по-разному относятся к сложившейся ситуации.
— Не секрет, что ситуация на рынке сейчас непростая в связи с высокой ключевой ставкой. Мы видим некоторое замедление роста спроса в некоторых сегментах. Оно началось во II квартале и продолжилось в III, — отмечает источник на розничном рынке бытовой техники и электроники. — Мы связываем это с выгодными ставками по вкладам: многие покупатели положили деньги на депозиты и на некоторое время отложили крупные покупки. Также многие банки сокращают выдачу потребительских кредитов, что также охлаждает продажи во всех категориях.
В пресс-службе МТС отметили снижение спроса, а вследствие этого и закупок, в первую очередь в сегменте дорогой электроники и бытовой техники.
— Тренд в меньшей степени касается розничной сети МТС, так как ее фокусные предложения представлены в низком и среднем ценовых сегментах электроники, — пояснили в компании.
Говорить о том, что в 2024 году идет снижение закупок электроники, не приходится — традиционно IV квартал является главным для рынка бытовой техники и электроники, уверили в пресс-службе «М.Видео-Эльдорадо».
При этом доля собственных импортных закупок «М.Видео-Эльдорадо» немного снизилась — с 28% в III квартале 2023 года до 26% в III квартале 2024 года за счет расширения ассортимента на внутреннем рынке, утверждают в его пресс-службе.
По словам начальника отдела GSM и портативной техники «Связь.ON» Сергея Харченко, ни сама розничная сеть, ни ее партнеры не снижают объемы закупок, поскольку начинается самый горячий сезон. Компания ожидает, что повышение ключевой ставки скорее вызовет постепенный рост цен, чем заметное снижение общих продаж. Например, новинки будут на старте продаваться дороже аналогичных моделей прошлого периода, отметил Сергей Харченко.
Поставки товаров и комплектующих в России действительно усложнились, поэтому Wildberries находится в тесном контакте со своими партнерами, отметили в компании.
— Несмотря на ряд проблем, мы не чувствуем снижения товарного предложения на площадке в силу достаточно широкого круга партнеров, сотрудничающих с Wildberries. Более того, львиная доля товара, планировавшаяся к продаже в IV квартале этого года, уже завезена в Россию и успешно продается на маркетплейсе, в том числе участвует во всех акциях, — сообщили в пресс-службе компании.
Несмотря на то что часть ритейлеров говорит об отсутствии проблем, эксперты не исключают снижения ассортимента магазинов электроники и дефицита ряда моделей и брендов — так, в частности, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков.
— Проблемы, скорее всего, ждут покупателей техники и электроники, более или менее выходящей за рамки массмаркета. В частности, многих товаров ушедших из России брендов, поставляемых по параллельному импорту. Это, к примеру, дорогие ноутбуки, европейская бытовая техника и тому подобное, — предупреждает эксперт.
Снижение или даже прекращение их поставок приведет либо к росту цен на них, либо к возникновению «серого» рынка таких девайсов, прогнозирует Денис Кусков.
Валерий Кодачигов