"Более трех лет назад мы поняли, что рынку требуется продукт, который консолидирует работу команд с документами и неструктурированную переписку. Squadus легко интегрируется с другими продуктами экосистемы офисных решений "МойОфис", что позволяет бизнесу структурировать информационные потоки, а пользователям - эффективнее работать в командах и рабочих группах", - сообщил на презентации продукта генеральный директор "МойОфис" Павел Калякин.
По его словам, Squadus обеспечивает управление информационными потоками, структурирование чатов, поиск и систематизацию документов, а также организацию видеоконференций. Продукт взаимодействует с корпоративным каталогом, позволяет быстро находить сотрудников организации и создавать рабочие группы, заверяет разработчик. Squadus поддерживает операционные системы (ОС) "Альт", Astra Linux, РЕД ОС, а также macOS, Windows, iOS и Android и обладает поиском по большому массиву данных с учетом морфологии русского языка.
"МойОфис" вышел на более чем конкурентный рынок. Наряду с зарубежными платформами для коммуникаций, которые российские заказчики продолжают использовать (прежде всего, Zoom и Skype for business), в России представлено свыше десятка отечественных платформ, включая TrueConf, VideoMost, eXpress, DION от ГК "Иннотех", Webinar.ru (группа МТС), "Яндекс.Телемост", VK Teams, SberJazz от Сбера, IVA UC от ООО "Ива Технолоджис", Vinteo от ООО "ВИНТЕО" и "Контур.Толк" от АО "ПФ "СКБ КОНТУР".
"Решение Squadus обеспечивает полный контроль над данными, благодаря хранению информации на серверах организации (On-premise) или доверенного партнера. В нем также реализованы end-to-end-шифрование, защита соединений, двухфакторная аутентификация и другие основные функции безопасности", - уточняет пресс-служба компании.
"Squadus мы пока используем в тестовом режиме в корпоративной сети вместо Microsoft Teams", - сообщил корреспонденту ComNews директор по корпоративным коммуникациям "Лаборатории Касперского" Михаил Васин.
В мае 2019 г. АО "Лаборатория Касперского" приобрело 29,5% долей в ООО "Новые облачные технологии" (НОТ), в июле 2020 г. увеличило долю владения до 47%, в феврале 2022 г. - до 61,05%, а с 15 марта 2023 г. "Лаборатория Касперского" контролирует 63,8% уставного капитала НОТ.
Михаил Васин пояснил, что основное отличие Squadus от зарубежного аналога в том, что для хранения информации приложение Teams использует облачный сервис Microsoft, а отечественный мессенджер работает на сервере владельца. Михаил Васин уверен, что при текущих условиях это более безопасно, чем доверять конфиденциальную информацию зарубежному облаку. Он добавил, что компания еще использует Teams, так как у Squadus лишь относительно недавно появилась мобильная версия. Будучи одним из первых пользователей Squadus, Михаил Васин отметил постоянные улучшения и доработки, возникающие в процессе обновления мессенджера. "Кроме того, отечественный продукт дешевле на 30% при схожих функциях, так что выбор вполне очевиден", - резюмировал он.
Управляющий партнер "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов предполагает, что мессенджер Squadus будет популярен у пользователей других продуктов "МойОфис": "Логично предложение корпоративного мессенджера в пакете с продуктами для работы с документами, облачными сервисами".
Коммерческий директор АО "Сталкерсофт" (группа компаний CommuniGate Systems) Антон Тен считает: "В Squadus есть все, что отвечает бизнес-требованиям: чат-боты и возможность их доработки на стороне, ВКС до 150 человек плюс планы по интеграции с другими ВКС. В мессенджере есть разделение по каналам, группам и личным чатам".
"С точки зрения пользователя, Squadus - замена зарубежного софта, который проблематично обновить, а также по которому есть потенциальные вопросы в части информационной безопасности", - отмечает генеральный директор ООО "Диджитал Маркетс" Илья Назаров. Для выводов о конкурентоспособности приложения он предлагает дождаться результатов нагрузочных тестирований. "Но потенциально - продукт интересный, а учитывая обширную клиентскую базу "МойОфис", вполне вероятно, станет популярным и займет прочное место на рынке", - добавил Назаров.
Появление отечественного аналога Microsoft Teams говорит о том, что рынок подходит к состоянию зрелости и тренд импортозамещения продуктов западных корпораций уже не остановить, считает независимый эксперт рынков ИТ и телеком Вадим Плесский. "Однако догнать и обогнать компании-лидеры в определенных сегментах является непростой задачей, трудновыполнимой в условиях ограниченности российского рынка. Правильным подходом было бы создание оригинальных продуктов, а не копирование функционала уже имеющихся, которые за 30 с лишним лет развития ИТ-рынка уже устарели", - отметил он.
"Добавление в семейство продуктов "МойОфис" коммуникационного приложения Squadus расширяет рыночный сегмент, на котором компания конкурирует с Microsoft", - отметил Вадим Плесский. При этом, по его словам, Microsoft Teams - "не самый удобный и не самый удачный программный продукт".
По данным Statista за 2022 г., глобальным лидером среди платформ для видеоконференций являлся Zoom (доля мирового рынка - 55,44%), а Microsoft Teams шла второй (с долей 20,93%). Также в Топ-5 видеоплатформ вошли GoToMeeting (12,88%), Cisco Webex (9,43%) и RingCentral (5,67%). В отчете за II квартал финансового 2023 года Microsoft сообщила, что количество пользователей Teams составило 280 млн человек в месяц. По оценке Statista за май 2022 г., в Zoom было 1,3 млрд уникальных пользователей.
Основатель компании Tooltester Роберт Брандл подсчитал, что в 2022 г. Zoom являлся наиболее популярным видеокоммуникационным инструментом в 80 странах мира, в 28 государствах фаворитом был Google Meet, а Microsoft Teams - лишь в 7 (тогда как в 2021 г. Teams имел преимущественное использование в 41 стране). "Столь серьезной падение - на 83% по количеству стран - может быть связано с вопросами к безопасности Microsoft Teams", - отмечает Роберт Брандл, ссылаясь на уязвимости, которые описала в 2022 г. группа исследователей из University of Wisconsin–Madison во главе с Юнанг Ченом.
"Распыление ресурсов на разные направления может привести к тому, что не удастся добиться успеха ни на одном из них. Для успеха такого продукта, как пакет офисных приложений или мессенджер, важна общая инсталляционная база. Компания Micsosoft формировала ее десятилетиями, в том числе в России во время "лихих 90-х", когда ОС Windows свободно копировалась и продавалась на CD по цене $1 за диск. Большинство пользователей MS Windows захотят продолжить использовать привычные им продукты. Если ООО "Новые облачные технологии" действительно хочет достигнуть существенной пользовательской базы у таких продуктов, как Squadus, то компании придется вплотную подойти к созданию собственной ОС. Причем распространяемой бесплатно, а не за деньги. Без этого круг заказчиков будет ограничен компаниями с госучастием и государственными органами", - предполагает Вадим Плесский.
Управляющий партнер ComNews Research Ирина Глухова полагает, что копирование "ролевой модели" Microsoft не принесет успеха компании НОТ. "Во-первых, Microsoft работает в глобальном масштабе и имеет возможность огромных инвестиций в разработки: например, его вложения в R&D в 2022 г. превысили $24,5 млрд, - указывает Ирина Глухова. - А во-вторых, Microsoft создал операционную систему Windows, доминирующую в настольных компьютерах, и облачный сервис Azure. Скопировать все эти решения НОТ не сможет, а частичное повторение едва ли сулит большой бизнес-успех".
Павел Синяков