Иностранные автомобильные концерны продолжают ограничивать доступ к своему программному обеспечению отечественным дилерам, выяснили «Известия». На прошлой неделе об этом сообщил изданию дистрибьютор Mercedes-Benz «МБ РУС», а о частичном ограничении доступа к ПО BMW рассказывали источники.
В крупнейшем российском дилерском центре этой марки «БорисХоф» сообщили «Известиям», что BMW действительно отключил Россию от своего ПО.
— Дубликат ключей сделать невозможно, есть и другие сложности, — сказал один из менеджеров. Сотрудник отдела техобслуживания, в свою очередь, отметил: сейчас «неизвестно, смогут ли дилеры проводить диагностику».
Еще в одном крупном центре — «Автодоме» — заявили, что доступ к онлайн-сервисам для BMW там осуществляют через «дополнительные резервные каналы».
Сообщения об отключении ПО со стороны BMW стали поступать и владельцам машин.
— Я приехала на плановый техосмотр, и мастер сказал, что им заблокировали доступ к онлайн-системам BMW, но он успел распечатать всю историю ТО моего автомобиля, — рассказала «Известиям» владелица BMW. — Получается, что мы переходим на бумажные сервисные книжки. Если до блокировки я могла приехать в любой официальный дилерский центр в России и по ключу менеджер мог посмотреть пробег, последний ремонт и так далее, то теперь такой возможности нет.
По ее словам, представитель сервиса предупредил, что следует ждать и ограничений функционала официального приложения BMW ConnectedDrive, с помощью которого были доступны удаленное зажигание, прогрев машины, отслеживание уровня топлива и информация об обновлениях и отзывных кампаниях.
«Известия» направили запрос в российское представительство BMW Group Russia с просьбой прокомментировать, какие конкретно функции уже отключили, но ответа не поступило более чем за неделю.
Кроме Mercedes-Benz и BMW возникли проблемы и с обслуживанием Audi, выяснили «Известия». В одном из официальных дилерских центров этой марки менеджер на условиях анонимности сообщил, что доступ к ПО для владельцев был ограничен уже два месяца назад.
— Кроме проблем с программированием дубликатов ключей, невозможно установить и детали, где требуется программирование, — блоки управления, коробка передач, парктроники и так далее, — сказал он. — На Audi альтернативного программного обеспечения пока нет.
О проблемах с дубликатами ключей для автомобилей «Известия» писали в апреле этого года. Уже тогда дилеры стали пользоваться обходными путями для их программирования. Проблема коснулась премиум-моделей Volkswagen, Mercedes-Benz, BMW и популярных машин среднего класса — Kia и Skoda.
«Известия» направили запрос в AGR Automotive group (бывший ООО «Фольксваген Груп Рус») с просьбой подтвердить или опровергнуть информацию об отключении дилеров Skoda, Audi, Volkswagen от ПО. В компании комментировать ситуацию отказались.
Приобретая автомобиль, человек получает не только сам продукт, но и сервисы, напомнил член Общественной палаты Александр Холодов. И ограничив доступ к ПО, производитель обманывает покупателя, сказал он.
— Российское законодательство не было готово к уходу компаний, так как даже не подразумевалось то, что производитель может исчезнуть, — рассказал «Известиям» эксперт. — Согласно закону «О защите прав потребителя», человек может предъявить претензии производителю или продавцу — тому, кто получал деньги за товар.
Введенные против России санкции запрещают автопроизводителям поставлять транспортные средства и запасные части, а также осуществлять их техническую поддержку, напомнил в разговоре с «Известиями» партнер — учредитель юридической фирмы Bishenov&Partners Алим Бишенов.
— Запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства, — это форс-мажор, — подчеркнул эксперт. Он отметил, что это затруднит вероятность успешного обращения в суд для владельцев авто.
Источник на авторынке полагает, что концерны уходят от ответов на вопросы о проблемах ПО, потому что «надеются вернуться». Именно поэтому и дилеры тоже не выносят ситуацию в судебную плоскость.
— У большинства иностранных компаний в России остались доли, чтобы потом они могли вернуться, — сказал он. — А дилеры не подают в суд на производителей, чтобы не испортить с ними взаимоотношения и продолжить работу.
Газета «Известия» направила запрос в Роспотребнадзор с просьбой рассказать, поступали ли им жалобы на сервис со стороны дилеров — представителей BMW и Mercedes. На момент выхода материала ответа не поступило.
Роман Солдатов