Несмотря на то, что о начале тестирования было объявлено более месяца назад, 1 октября мне еще удалось зарегистрироваться в качестве тестирующего приложение пользователя. Чтобы загрузить приложение на iPhone, потребовалось вначале скачать программу для тестирования приложений TestFlight, и только посредством него уже установить новое приложение «Подорожник».
В приложении нужно было зарегистрировать имеющуюся карту «Подорожник», введя ее номер. После этой процедуры здесь стала доступна виртуальная карта, которую можно пополнять онлайн.
Прямо на виртуальном билете появляется кнопочка «пополнение». Способов оплаты два - СБП и «ввести вручную». Я осуществляла пополнение счета буквально на ходу - по дороге к метро, и вводить номер карты вручную мне показалось неудобным. Решила выбрать оплату через СБП. Но не учла, что все банковские приложения у меня были установлены на другом телефоне, с OS Android, а «Подорожник» я тестирую на iPhone.
Поскольку установить на iPhone онлайн-приложения российских банков – сложная задача, оказалось, что проще пополнить карту посредством входа в личный кабинет в браузерной версии банковских систем. Это стало вызовом: я не помню ни логин, ни пароль от личного кабинета, пришлось восстанавливать их по номеру телефона и номеру карты (то есть, вводить номер карты все равно пришлось).
Наконец, после входа в личный кабинет банка появилась возможность внести средства на счет «Подорожника». Для начала я не рискнула вносить большую сумму – мало ли, какими багами может обладать новая система. Перевела на виртуальный счет 200 рублей, и они тут же отобразились во вкладке «История платежей» (кстати, отобразились и две попытки внесения по 100 рублей, не удавшиеся по причине того, что логин и пароль были забыты). Убедившись, что деньги удачно внесены, я отправилась в метро проверять возможности оплаты смартфоном.
Вкладка «История платежей» с удачными и неудачными попытками пополнения счета
Источник: скрин приложения «Подорожник»
Забегая вперед, скажу, что после этого я снова умудрилась забыть логин и пароль, так что во вкладке истории отобразилась и еще одна моя неудачная попытка.
Оплатить проезд оказалось легче, чем рисовалось в моем воображении. Для оплаты потребовалось в приложении «Подорожник» нажать на виртуальную карту, отображающуюся как ЕЭБ, после чего на экране появился QR-код с отсчетом секунд. Раз в 15 секунд QR-код изменяется, видимо, для того, чтобы было невозможно его сфотографировать и пройти по нему нескольким пассажирам одновременно. Возможно, такая махинация и удалась бы, если действовать очень слаженно и проходить в соседние турникеты, но в мои цели не входили авантюры, позволяющие выиграть лишние полсотни рублей, поэтому проверять я не стала.
Зато сразу же выяснила, что сделать скриншот экрана с QR-кодом невозможно: iPhone возвращает абсолютно пустой экран. Для иллюстрации пришлось фотографировать экран другим смартфоном.
Так выглядит QR-код для оплаты проезда
Фото: Елизавета Клейн / spbIT.ru
На экране с QR-кодом также выводится сумма, оставшаяся на счете, которая мгновенно изменяется после оплаты.
Первая поездка была осуществлена от станции метро «Петроградская». Рекомендовано проходить в первые четыре турникета, и оплата в одном из них прошла успешно. Победа! Приложение работает.
Следующая попытка прохода была на другой станции. Вопреки обещаниям, что проход по QR-коду доступен только в первых четырех турникетах, на станции «Нарвская», где установлены новые турникеты на всей станции, пройти удалось в первом попавшемся.
А вот в час пик на станции «Площадь Восстания» пройти по QR-коду не удалось: приложение выдало сообщение «Vpb-timeout. Проблема с соединением, сервер не отвечает». То ли мобильный интернет плохо ловил на переполненной станции, то ли из-за большого количества народу приложение подвисло. Пришлось воспользоваться привычной пластиковой картой.
Через мобильное приложение на смартфоне можно оплачивать поездки не только в метро, но и на наземном транспорте Петербурга: автобусах, троллейбусах, трамваях.
Правда, способ оплаты в данном случае оказался совсем не очевиден. Терминалы оплаты в автобусе расположены прямо на поручнях, но на экране нигде нет пометок о том, как можно оплатить с помощью сгенерированного QR-кода. Возможно, что в случае со смартфоном на Android справиться было бы гораздо легче, используя технологию NFC, но вопрос «куда приложить сгенерированный QR-код» оказался совсем не праздным: очевидно, что для чтения QR-кода необходим сканер.
Приложив экран телефона к разным местам на считывателе и потерпев неудачу, я опросила близстоящих пассажиров, не знают ли они, куда можно податься для оплаты. Кондуктора сразу найти тоже не удалось из-за высокой концентрации пассажиров в салоне.
Осмотрев терминал с лицевой стороны, а также сбоку, я уже было отчаялась, но в последний момент, нагнувшись, заглянула на его нижнюю панель и увидела, что там в ответ на движение появляется зеленый световой сигнал.
На первый взгляд, никаких сканеров на этом терминале нет. Но если приглядеться, то он найдется снизу
Фото: Елизавета Клейн / spbIT.ru
Не мгновенно, но оплатить QR-кодом удалось – потребовалось несколько секунд, чтобы определить положение экрана, в котором терминал сможет его считать.
Резюмируя – в желтых валидаторах смартфон с QR-кодом надо подносить к считывателю снизу, экраном вверх, и ожидать 2-3 секунды для установления соединения.
Сразу же после первого прохода через турникет меня заинтересовала вкладка «История поездок». Первая поездка отобразилась сразу же.
На вкладке «История поездок» можно посмотреть оплаченные поездки
Скрин мобильного приложения «Подорожник»
Когда после очередной поездки я снова заглянула во вкладку, информация почему-то не изменилась. Но после обновления приложения (свайпа по экрану сверху вниз) во вкладке появились все совершенные поездки. Что характерно, виртуальная карта опознает станции метро, на которых пассажир входит, а проходы по обычной пластиковой карте отображаются в приложении просто как безликое «Метро».
Каждая поездка в метро стоит 49 рублей, независимо от того, совершается она по пластиковой карте или по виртуальной.
Поездки на наземном транспорте также отображаются в этой же вкладке. Указывается не только вид транспорта, но и номер маршрута. Стоимость поездок в наземном транспорте – 44 рубля.
Еще одна интересная вкладка – «Изменение маршрутов». Для тех, кто ездит часто и много – будет полезна. Я ради любопытства заглянула, но все изменения касались других районов, не интересующих меня в контексте моих передвижений по городу.
Вкладка «Изменения маршрутов» демонстрирует изменения и их причины в хронологическом порядке
Скрин мобильного приложения «Подорожник»
Вкладка «Изменения маршрутов» показывает в хронологическом порядке, начиная с последних новостей, какие маршруты изменены и по каким причинам. Например, пользователи узнают об изменении автобусного расписания, ремонте трамвайных путей и восстановлении движения на определенном отрезке, а также о переносе остановок.
В приложении отдельно есть вкладка «Новости»: здесь можно узнать, как льготники могут оформить бесплатный проездной на пригородные автобусы, где будут запущены новые маршруты и другие изменения, касающиеся работы петербургского пассажирского транспорта.
Вкладка с новостями мобильного приложения
Скрин мобильного приложения «Подорожник»
По результатам трехнедельного тестирования при каждой удобной возможности, можно сказать, что в большинстве случаев приложение срабатывает, своевременно генерирует код и позволяет оплачивать проезд. Пару раз я даже забыла дома кошелек вместе со всеми картами, и оплата смартфоном не подвела.
Однако осталось несколько неопробованных возможностей приложения: например, разработчики обещали возможность создания виртуальных льготных проездных билетов. Поскольку я не имею прав льготника, эту опцию протестировать не удалось.
Не стала я также покупать месячные проездные билеты на наземные виды транспорта, так как почти не пользуюсь ими.
Вкладка для контроля оплаченного проезда
Скрин мобильного приложения «Подорожник»
Еще есть загадочная вкладка «Контроль» – видимо, на тот случай, если у контролера в метро возникнут сомнения по части оплаты. А возможно – это опция для кондуктора в наземном транспорте. В этой вкладке также имеется QR-код, и высвечиваются сведения о последнем предъявленном билете: дата и время.
Есть возможность купить и разовые билеты сроком действия на три дня
Скриншот мобильного приложения «Подорожник»
Имеются еще некие разовые, гостевые виртуальные билеты, ими тоже воспользоваться не довелось, но и пользы от них особой нет: по стоимости поездка будет такой же, как по банковской карте, но с банковской карты деньги спишутся в любом терминале в нужный момент, а данные билеты действительны всего трое суток с момента продажи.